Правовые основы российского гражданства

Понятие и общая характеристика гражданства


Определение понятия гражданства. Несмотря на значительное число работ, посвященных гражданству, определение понятия гражданства, а также его содержания и основных особенностей, носит дискуссионный характер. По-прежнему остается актуальным высказывание одного из первых исследователей советского гражданства С.С. Кишкина: «Очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудноуловимым»1Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 3.. Объясняется это как сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, так и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют.

Проблемы определения понятия гражданства были исследованы в работах С.В. Черниченко, Н.В. Витрука, Д.Л. Златопольского. С.К. Косакова, В.В. Полянского, В.С. Шевцова, Л.Д. Воеводина, а также других ученых.

Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов. Последнее приводит к разногласиям среди ученых по поводу того, следует ли формулировать общее определение понятия гражданства независимо от социально-политического различия государств.

При исследовании гражданства учеными-юристами в советский период неизменно подчеркивались его классовый характер и обусловленность гражданства существующими в обществе экономическими отношениями. В работах, посвященных исследованию гражданства, указывалось, что гражданство носит политический, классовый характер. Однако в трудах советских авторов в то же время серьезно исследовались теоретические основы гражданства. Кроме того, представляется верной лежащая в основе исследования гражданства предпосылка о том, что сущность и содержание гражданства непосредственно зависят от типа государства, определяемого как формационной, так и цивилизационной парадигмой.

В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:

  • гражданство — это принадлежность лица к государству;
  • гражданство — это правовая или политико-правовая связь лица с государством;
  • гражданство — это состояние лица (общества) в государстве.

Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству.

Указанные выше подходы к определению понятия гражданства являются наиболее проверенными и обоснованными. Имеются также определения понятия гражданства как членства лица в государстве либо союза лица с государством, гражданства как статуса лица, правоотношения между лицом и государством и т.д. Например, под гражданством как членством в государстве понимается союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством2Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 1995. С. 121..

Трактовка гражданства как членства лица в государстве логична с позиций договорной теории происхождения государства как публично-правового союза населения в рамках территории, политически организованной общности людей. Принадлежность к государству следует понимать не буквально, а как членство в государстве, принадлежность к государственно организованному обществу, которая юридически закрепляется и оформляется гражданством личности. Исходя из того, что только соглашение людей является основой всякой законной власти, еще Ж.-Ж. Руссо рассматривал гражданство как выражение определенного сочленства лиц в государстве, дающее им право на участие в государственной власти.

Анализ законов о гражданстве стран СНГ показывает, что единая легальная формулировка понятия гражданства в них отсутствует.

  • в Законе о гражданстве Украины от 18 января 2001 г. (с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г. № 2508-1V и от 16 июля 2005 г. № 2663-IV) под гражданством Украины понимается правовая связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях;
  • в Законе о гражданстве Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 (с изм. и доп. от 22.06.2006 г.) гражданство Республики Беларусь определяется как устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека;
  • в Законе от 10 августа 2000 г. № 98-101 «О гражданстве Республики Молдова» (с изм. от 18.12.2008 г.) гражданство Республики Молдова определяется как политико-правовая связь между физическим лицом и Республикой Молдова, порождающая взаимные права и обязанности;
  • Закон от 30 сентября 2005 г. № 527-ПГ «О гражданстве Республики Азербайджан» (с поправками от 30 сентября 2005 г. № 1021-ПГД) определяет гражданство как политическую и правовую связь между гражданином и государством;
  • гражданство Республики Таджикистан в Законе о гражданстве от 28 июня 1991 г. определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека;
  • в рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 г., в ст. 1 также содержится определение понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета».

В пользу определения понятия гражданства как связи лица с государством указывается, что о гражданстве как о принадлежности лица к государству некорректно говорить в современную эпоху, поскольку такого рода понимание соответствовало концепции прав человека, базировавшейся на признании приоритета государства в его отношениях с личностью.

С признанием приоритета за правами человека, утверждением концепции взаимной ответственности государства и личности изменяется и понимание гражданства, проявлением чего применительно к его понятию является характеристика его не как «принадлежности», а как связи человека с государством. Смысл этой замены состоит в том, чтобы отразить в отношениях человека с государством как прямые, так и обратные связи, т.е. их взаимосвязь в правах, обязанностях и ответственности.

Отражая связь лица с государством, гражданство носит правовой характер. Распространено утверждение о том, что гражданство отражает юридическую, а не фактическую связь лица с государством. Однако поскольку гражданство по своей сути является правовым оформлением фактических (социальных) связей лица с государством, правильнее было бы говорить о том, что гражданство отражает как юридическую, так и фактическую связь лица с государством.

Как отмечает Н.В. Витрук, социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или просто принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, утраты гражданства и т.д.3Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства (23-24 февраля 1995., г. Москва). М., 1995. С. 26.

Большинство граждан любого государства являются его полными членами и в правовом, и в социальном значении, гражданами в каждом аспекте повседневной жизни государства. Фактическая связь граждан с государством выражается, прежде всего, в том, что большинство населения государства в нормальных условиях живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства4Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 37-38.. Именно поэтому постоянное проживание на территории государства, когда лицо получает возможность интегрироваться в образующее государство общество, является, по общему правилу, основным требованием при предоставлении («натурализации») гражданства.

В наибольшей мере гражданство традиционно связывается с проживанием лица в стране его будущего гражданства. Поскольку продолжительность проживания лица на территории России имеет значение для приобретения им гражданства, в Законе о гражданстве содержится определение понятия «проживание» как проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, в административном качестве институт гражданства связан с институтом регистрации (прописки), и при приобретении российского гражданства требование о наличии регистрации является одним из основных.

Интересно отметить, что законодательство о гражданстве некоторых стран тропической Африки требует, чтобы натурализующийся гражданин «укоренился» в общине, соблюдал те обычаи, которыми руководствуются окружающие5Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 57..

В судебной и административной практике одних государств имелись случаи определения гражданства других государств. Такое отношение к гражданству СССР отмечалось в судебной практике Швеции, ставшее известным как «переопределение гражданства». В основе подобной практики лежат решения, вынесенные Верховным Судом Швеции. В частности, этот Суд в решении от 25 февраля 1949 г. признал, что стороны состоят в советском гражданстве, но заявил, что их гражданство является «чисто формальным»6Рубанов А.А. Основные коллизионные вопросы советского законодательства о гражданстве // Советское государство и право. 1979. № 9. С. 51..

Еще большая опасность заложена в теории так называемого функционального гражданства, которая подводит фундамент под подобные решения. Ее суть состоит в утверждении, что помимо обычного гражданства существует еще и гражданство «для данного случая», устанавливаемое применительно к потребностям конкретного дела. Распространение этой теории способно нанести существенный ущерб регулированию отношений не только в области международного частного права, но и в сфере отношений между государствами.

Устанавливаемая государством правовая связь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на его территории, прекращается, как только они покидают пределы государства. Социальная связь между гражданами, государством и обществом сохраняется и на территории иностранного государства, т.е. носит универсальный и глобальный характер.

Связь гражданства обладает такими признаками, как наиболее общий характер, непрерывность и устойчивость во времени и в пространстве.

Наиболее общий характер выражается в том, что гражданство само по себе не определяет конкретный вид и меру повеления субъектов правовой связи — гражданина и государства, а служит основанием для предоставления прав, свобод и возложения обязанностей.

Устойчивость в пространстве заключается в том, что гражданство не замыкается пространственными пределами государства, а сохраняется независимо от того, находится гражданин на территории своего государства либо за его пределами. Экстерриториальность гражданства, точнее, подданства была зафиксирована уже в английской Великой хартии вольностей, ст. 42 которой устанавливала, что выезд лица за пределы королевства не освобождает его от обязанности «хранить верность» государству и Короне.

Устойчивость во времени состоит в том, что гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни человека с момента его рождения либо приобретения и до его утраты, наступающей в большинстве случаев в результате смерти гражданина. Устойчивый характер гражданства проявляется и в установлении особого порядка прекращения гражданства, не допускающего расторжения гражданства в одностороннем порядке.

Непрерывность и устойчивость во времени и в пространстве, конкретизирующие связь гражданства, не изменяют ее общего характера, определяемого предельно широким пониманием таких категорий, как «связь», «взаимодействие», «отношение»7Ф. Энгельс подчеркивал, что взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 489..

Как указывалось, связь гражданства не изолирована от других связей и отношений между личностью, государством и обществом, а действует с ними совместно, объединяя и интегрируя их. Гражданство могут формировать социальная, расовая, национальная, религиозная и иная принадлежность и статус лица.

Функционально гражданство предоставляет лицу полный объем прав и свобод, но функцию, аналогичную гражданству, может, например, выполнять религиозный статус человека.

Известно, что исламу чужды формальные различия между людьми по социальным или этническим признакам, имущественному положению, не признает он и сословных делений. Предпочтение отдается тем, кто более привержен вере8Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 12.. Мусульманская вера означает не только принадлежность к определенной религии, но и нахождение под властью Аллаха, а также мусульманского закона (шариата). В соответствии с законами исламского шариата ислам считается одновременно религиозным воззрением и политической связью. Мусульманские страны охватывают всех мусульман, и для получения исламского гражданства единственным условием является принятие исламской веры, а для изменения этого гражданства единственным условием является отречение от ислама. Если отрекшийся от ислама передумал и возвращается к прежней вере, ему возвращается и исламское гражданство со дня его лишения.

Одной из проблем определения понятия гражданства как правовой связи является вопрос о соотношении в ней политического и правового компонентов.

В Законе от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» (с последующими изм. и доп.) законодатель определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, тогда как в Законе СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» гражданство определялось в преамбуле как политико-правовая связь.

Отказ от политического компонента в законодательном определении имеет положительную сторону, с точки зрения большей определенности при функциональном использовании законодательства о гражданстве, поскольку, как показывает опыт, политизация правового статуса гражданства влечет его неустойчивость, ибо решение вопросов гражданства ставится в зависимость от возникших ситуаций, от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство, утверждается отказ от приоритета политики в отношении права, столь характерного для советского времени. Новое определение более ориентировано на закрепление значения гражданства как важного фактора регламентации правового статуса личности9Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М.И. Кукушкина. Екатеринбург, 1995. С. 116..

В то же время, по нашему мнению, следует различать политический компонент, связанный с реализацией гражданства в правовом статусе гражданина, и политическую составляющую природы гражданства.

Гражданство исторически отражало потребность государства отделить от общей массы населения ту ее часть, которая могла непосредственно участвовать в политической деятельности государства, в осуществлении власти. Принадлежность человека к гражданской общине означала связь с носителем политической власти в государстве. В дальнейшем гражданство также выражало политические отношения в государстве, прежде всего отношения властвования. Во всех государствах как буржуазного, так и социалистического типов главным последствием гражданства было обладание политическими правами.

Ф. Энгельс, характеризуя связь политики с правом, юридических явлений с политическими, отмечал: «... Все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако не все правовые явления носят столь ярко выраженный политический характер, как гражданство. В гражданстве фокусируются не только политические, но и социальные, нравственные, психологические связи, однако политический характер гражданства проявляется в его тесной связи с суверенитетом государства, носящей двусторонний характер: на гражданина распространяется политическая власть в полном объеме, и одновременно гражданин получает возможность пользоваться всеми политическими правами. Гражданство подразумевает поддержку со стороны граждан государства основных принципов, на которых строится политическая система государства. При решении вопросов, связанных с гражданством, государство наряду с экономическими, демографическими и другими мотивами руководствуется, в первую очередь, мотивами политическими.

Политический компонент гражданства характеризует человека как субъекта государственной власти. Личность, приобретая гражданство, приобретает тем самым политико-правовое качество, непосредственно влияющее на ее сущность10Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. Саранск, 1995. С. 20..

Отмеченное, по нашему мнению, дает возможность определить гражданство в теоретическом плане как политико-правовое явление, представляющее политико-правовое состояние и политико-правовую связь с государством как основной части населения.

Сведение определений гражданства только к связи либо только к принадлежности лица к государству, их замкнутое противопоставление друг другу представляется неполным, поскольку обедняет его понимание.

С позиций общей теории права гражданство в то же время представляет собой типичный пример правового состояния. Последнее определяется в теории либо как длящееся непрерывное обстоятельство, отражающее положение лица в обществе, его отношения с другими людьми, либо как особый вид правоотношений. И то и другое верно по отношению к гражданству. Правовую связь гражданства можно рассматривать как особого рода правоотношение между лицом и государством, отождествляя категории «связь» и «отношение». Понимание гражданства как особого рода длящегося правоотношения обусловливает его понимание как правового (политико-правового) состояния.

На основе рассмотренных выше позиций можно сделать вывод о том, что все определения понятия гражданства в правовой науке в итоге сводятся к специфическому взаимоотношению отдельной личности с государством. При терминологическом различии при определении понятия гражданства на одну юридическую плоскость ставятся два субъекта — личность и государство, и гражданство определяется как своеобразное взаимоотношение между ними. Как многосложное явление гражданство несет смысловую нагрузку и в международном, и во внутригосударственном праве.

В соответствии с предметом международного права гражданство, в первую очередь, рассматривается как средство для разграничения распределения населения между различными государствами, указания на принадлежность индивида к тому или иному государству. Понимание гражданства как состояния характерно для внутригосударственного права, поскольку гражданство непосредственно служит основой правового положения личности в государстве. На наш взгляд, все приведенные подходы к определению понятия гражданства являются верными, так как отражают понимание различных аспектов гражданства. Множественность определений понятия гражданства не противоречит современной методологии науки, признающей возможность существования разносторонних определений объекта исследования, не сводя полученные результаты к единому определению.

Гражданство служит как для характеристики особых специфических свойств юридического статуса индивидов, так и для обозначения существующей правовой связи между физическим лицом и государством. Поскольку гражданство одновременно содержит и международно-правовые, и внутригосударственные отношения, то, соответственно, вопросы гражданства рассматриваются как внутригосударственным, так и международным правом.

Не следуя сложившейся в западной доктрине множественности терминов, обозначающих гражданство (в ряде стран международно-правовое понятие гражданства называют национальной принадлежностью (national), оставляя термин «гражданство» (citizen) за внутригосударственным правом), в русском языке как более емком и, соответственно, в отечественной науке понятие гражданства включает в себя и международно-правовой, и внутригосударственный аспекты.

Помня о том, что теоретико-правовое определение понятия гражданства должно учитывать все стороны исследуемого явления, поскольку теория права и государства как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных знаний о государственно-правовых явлениях в их единстве и целостности, авторы данной работы, не претендуя на истинность, предлагают собственное определение понятия гражданства.

Гражданство — это особое политико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную и устойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможность пользоваться всеми установленными законом правами, а также обязано выполнять определенные обязанности.

Такого рода определения являются общими нормативными определениями гражданства, не затрагивающими его социальной сущности. В то же время каждой общественно-экономической формации и соответствующему ей историческому типу государства свойствен свой исторический тип гражданства (подданства), в котором находят отражение основные черты данного типа государства.

В демократическом правовом государстве, к построению которого стремится Российская Федерация, гражданство должно основываться на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Эта формула впервые получила закрепление в Законе о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.

В Законе о гражданстве Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. понятие гражданства в ст. 3 «Основные понятия» определяется просто: «гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Сущность гражданства. Гражданство выполняет двойственную социально-юридическую функцию: с одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты государством прав своих граждан, а с другой — как средство и способ защиты прав и интересов государства и общества (народа, нации).

Как социальное и государственно-правовое явление гражданство реализуется в установлении политико-правового состояния основной части населения государства. В этом смысле гражданство представляет собой юридическую форму общественной связи большой группы населения в государстве. Постоянная политико-правовая связь лица с государством возникает и существует лишь на основе принадлежности лица к правовой общности людей, но не вне этой правовой общности и не ранее нее. Гражданство определяет круг лиц, находящихся под постоянной юрисдикцией государства, независимо от места их пребывания. Этот круг составляет не одно лицо и не группа лиц, а основная часть населения государства, образующая народ, нацию.

Содержательно гражданство заключает в себе как индивидуальные, так и коллективные начала. Коллективность выражается в установлении политико-правового состояния совокупности лиц, а индивидуальность проявляется в установлении политико-правового состояния отдельного лица. Гражданство индивида соотносится с гражданством в государственно-правовой форме как часть и целое.

В случае трансферта осуществляется переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. В этом случае население одновременно и коллективно приобретает другое гражданство.

Однако, по общему правилу, в соответствии с законодательством государств гражданство предоставляется и утрачивается по различным основаниям строго индивидуально. Для этого, как известно, необходимы личное волеизъявление лица и предусмотренная законом процедура оформления дел о гражданстве.

Индивидуальные и коллективные начала в жизни человека и общества нерасторжимы. Они находят свое выражение в конституционном статусе личности в целом, а также в составляющих его институтах: правах, свободах и обязанностях (центральный элемент), гражданстве и общей правоспособности.

Институт гражданства должен основываться на сбалансированном сочетании индивидуального и коллективного. В гражданстве, как и в других институтах статуса личности, неуместно одно начало противопоставлять другому. По мнению английского политолога Д. Хельда, гражданство представляет собой «частную концепцию универсального сочетания интересов народа и общества с индивидуальными аспектами их политической жизни». Поэтому не следует рассматривать гражданство только как взаимоотношение отдельной личности с государством, равно как и сводить гражданство к взаимоотношению населения в целом с государством.

Личность, являясь первичным носителем гражданства, служит в то же время частью целого, т.е. общества, составляющего государство, проецирующего на себя все свойства гражданства. Но и сведение понимания гражданства только к части или к сумме частей не позволяет в полной мере раскрыть природу гражданства, ибо если в количественном аспекте целое есть сумма частей, то в качественном аспекте целое больше суммы частей и принципиально к нему несводимо. Гражданство нельзя представить себе как мир изолированных индивидов, это не арифметическая сумма составляющих его общество субъектов, а их интегральная совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в гражданстве индивидов, представляющих разнородные социальные силы, но объединенных общими стремлениями к совместной жизни.

Такое важнейшее свойство гражданства, как связь его с суверенитетом, и такие признаки гражданства, как единство, равенство и другие, в полной мере раскрываются при исследовании гражданства в государственно-правовой форме.

Сочетание индивидуальных и коллективных начал, характеризующее меру социальной свободы индивида, выражает сущность гражданства, которая заключается в нахождении и установлении необходимого баланса между взаимными правами и обязанностями гражданина и государства. Гражданство, — отмечает М.А. Шафир, — служит установлению необходимого соответствия прав и обязанностей личности с обязанностями и правами государства11Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып. I. М., 1992. С. 106..

Сущность гражданства, как и подданства, при этом определяется сущностью государства. В рабовладельческих государствах гражданство выражало положение лично свободного населения, обладавшего собственностью, находившегося в привилегированном положении, в феодальных государствах — принадлежность населения к главе государства, в буржуазных — формальное равенство населения, дающее обладателю гражданства возможность участия в делах управления государством. Сущность социалистического гражданства, как подчеркивалось в юридической литературе советского времени, заключается в принадлежности лица к советскому народу как новой исторической и многонациональной общности людей. Как указывалось, советское гражданство обеспечивает личность всеми социальными правами и политическими свободами, гарантирует возможность их осуществления и в то же время требует от личности соблюдения и выполнения конституционных обязанностей.

Ответственность государства перед гражданином выражается в том, что, провозглашая права и свободы, оно берет на себя юридическую обязанность гарантировать их. независимо от того, находится ли российский гражданин внутри государства или же за его пределами.

Ответственность гражданина перед государством проявляется, прежде всего, в обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации, ее законы, платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и нести военную службу.

В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это подчеркивает, что на первое место в демократическом правовом государстве ставятся интересы человека, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев граждан и т.д.).

В то же время представляется неправильным изолирование прав человека от конкретных условий, среды, режима их действия, т.е., прежде всего, от состояния государства, обеспечивающего их реализацию. Бесспорно, права человека — категория исключительно важная, но и абсолютизация прав индивида так же неприемлема, как и выдвижение на первый план прав и интересов государства, акцентуализация обязанностей человека и гражданина, а не его прав. Произвол личности ничуть не лучше произвола общества.

Приоритет прав человека над государством не означает, что они могут быть реализованы без участия последнего. Роль правового государства в обеспечении прав человека едва ли можно переоценить. Гармоничные отношения между личностью и государством несовместимы ни с тоталитаризмом, ни с индивидуализмом. Ни одна из сторон не должна подавлять интересы другой, должно быть достигнуто взаимное соответствие целей системы и целей ее частей.

Решение этого вопроса состоит не в поисках приоритетов среди различных политико-правовых концепций, а в координации, нахождении оптимального сочетания прав и обязанностей, власти и свободы, что, как уже говорилось, и представляет собой сущность гражданства.

Функции гражданства. Гражданство как правовое оформление состояния народа или нации выполняет по отношению к государству государствообразующую функцию, по отношению к обществу этнообразующую функцию. Это внутренние функции гражданства. Внешнюю функцию гражданство выполняет в качестве средства разграничения и распределения населения между различными государствами.

На индивидуальном уровне — как связь индивида и государства — гражданство выполняет функцию указания на принадлежность индивида к тому или иному государству и функционально является основой (частью) правового положения личности в государстве.

Поскольку как целостное явление гражданство шире правового института гражданства и включает в себя также социальные, политические, моральные и психологические аспекты, это определяет многообразие его функций:

  • социальная функция: человек, имеющий статус гражданина, является полноправным членом общества;
  • политическая функция указывает на взаимообратную связь политики и человека посредством гражданства и включает в себя как распространение на индивида всей полноты политической власти государства, так и участие его в осуществлении этой власти. 'Эта функция также подразумевает принятие и признание политических идеалов государства;
  • моральная функция неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле тождественно понятию «патриот». В рамках соотношения регулятивных свойств (функций) права и морали уместно ставить вопрос о корреляции политических представлений и этических позиций таких фигур, как «гражданин государства» и «клиент государства». Политико-этическая позиция гражданина во многом обусловливается восприятием им государства в качестве целостного политического сообщества, деятельным членом которого он является и внутри которого происходит его самореализация. Политико-этическая позиция клиента в существенной мере сопряжена с восприятием им государства в качестве внешнего и постороннего учреждения, некоего бюро, призванного его обслуживать;
  • психологическая функция гражданства проявляется в виде самоотождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой. В идеале человек должен быть гражданином той страны, с которой он себя отождествляет психологически.

Все функции гражданства действуют в совокупности, хотя их действие в разных странах различно.

Isfic.Info 2006-2023