Формирование политических партий в России в начале XX в.
Разложение сословного строя и новая стратификация общества на основе развивающегося капитализма и индустриализации способствовали формированию в России политических партий. В начале XX в. было создано в общей сложности более 150 политических партий — общероссийских, региональных и национальных. Основы для их легализации возникли с изданием Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу создания союзов и проведения собраний. Росту либеральных партий способствовали избирательные кампании в Государственную Думу, а радикальных — массовые народные выступления.
Процесс формирования российской многопартийности имел специфические особенности по сравнению со странами Западной Европой.
Во-первых, политические партии возникли в России значительно позже, чем в передовых странах Западной Европы и Америки, где процесс генезиса партийных течений и организаций был связан с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодально-абсолютистской системы, начавшейся в XVII в.
Во-вторых, иной, чем на Западе, была последовательность возникновения партий. В Западной Европе ранее всего возникли консервативные партой, затем — либеральные и лишь потом — социалистические. Очередность их возникновения была обусловлена эволюцией европейского капитализма: партии консервативной ориентации выражали интересы крупных аграриев и торговцев доиндустриальной эпохи, либеральные — интересы промышленной, финансовой и торговой буржуазии, связанные с развитием индустрии, пролетарские партии появились в условиях обострения противоречий буржуазного общества. В России, где крупная капиталистическая промышленность соседствовала с пережитками феодализма, первыми возникли партии социалистической ориентации, затем появились либеральные партии и. наконец, консервативные.
В-третьих, организаторами и руководителями партий являлся специфически русский социальный слой — интеллигенция, которая состояла из представителей разных сословий. Большинство партий стремилось представить себя как надклассовые, общенародные, выражавшие общие потребности развития страны, что нашло отражение в их названиях. Так, кадетская партия именовала себя «партией народной свободы». Между тем типичной чертой российской многопартийности являлась конфронтационность, проявлявшаяся во взаимоотношениях партий между собой и с властью.
В современной научной литературе отмечается, что при всем своем многообразии политические партии в России представляли три основных направления общественной мысли — консервативное, либеральное и социалистическое. Политические партии подразделяются на пять основных типов:
- консерваторов, выступавших за сохранение самодержавного строя;
- консервативных либералов «октябристского» толка;
- либеральных, или конституционных, демократов;
- неонародников;
- социал-демократов.
Представителями разных политических партий предлагались различные пути и методы модернизации страны.
В России консервативные партии оказались на столь правых позициях, что лишь с большой долей условности могли быть причислены к консерваторам. Об этом говорит и закрепившееся за ними название — «черносотенцы». В начале XX в. «черной сотней» именовали воинственно настроенных ревнителей самодержавных устоев, участников патриотических манифестаций и погромов. Черносотенцы пользовались поддержкой правительства, финансировались им.
Особенностью черносотенного движения была его крайняя разобщенность. Союзов и организаций правого направления насчитывалось несколько десятков. Наиболее крупные и них — Русское собрание. Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела. Высшим органом черносотенных организаций являлся «съезд русских людей», решения которого имели рекомендательный характер. Самой крупной из черносотенных партий был Союз русского народа (СРН), созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге. Текущими делами Союза ведал Главный совет, председателем которого являлся доктор медицины А.И. Дубровин. Пиком развития черносотенного движения стали 1907—1908 гг.: общая численность черносотенцев превышала 400 тыс. человек. Черносотенные организации действовали в 2208 населенных пунктах 66 губерний и областей.
Социальную опору правых организаций составляло поместное дворянство, терявшее свое привилегированное положение, а также часть беднейшего населения, напуганная разрушением привычного уклада жизни и необходимостью приспосабливаться к новым условиям. Наибольшей известностью среди лидеров черной сотни пользовались помещики В.М. Пуришкевич и Н.Е. Марков.
Идеология правых основывалась на официальной монархической доктрине с известной формулой — «православие, самодержавие, народность». Они выступали за упрочение господствующего положения Русской православной церкви, за сохранение самодержавия. Отстаивая исконно-русские начала, правые были противниками выборных учреждений, выдвигали принцип абсолютной единоличной власти как наиболее соответствовавший российским национальным и историческим условиям. В национальном вопросе они отстаивали господствующее положение русской национальности, выдвигая лозунг «Россия для русских». Выступали за единую и неделимую Россию. Стержнем черносотенной идеологии был антисемитизм. Выдвигались требования дальнейших законодательных ограничений относительно евреев.
Исходной посылкой, объединявшей все направления и течения в русском либерализме, являлось признание в теории и на практике приоритетности эволюционного пути общественного развития. Либералы отстаивали необходимость постепенного и поэтапного реформирования политической системы, сохранение преемственности власти, высказывались за использование таких институтов старой власти, как монархия, постоянная армия, полиция, бюрократический аппарат.
Либеральные партии в России организационно оформились осенью 1905 г. Конституционно-демократическая партия (в январе 1906 г. к основному названию было добавлено «партия народной свободы») была оформлена в октябре 1905 г. На протяжении своего существования кадеты оставались официально не легализованной партией. Умеренно-либеральная партия октябристов («Союз 17 октября») была создана в ноябре 1905 г. Партия была названа в честь Манифеста 17 октября 1905 г., положения которого легли в основу се политической программы. Основная масса кадетских и октябристских организаций возникла в период избирательной кампании в I Думу. После завершения первой русской революции их численность сократилась. Другие партии либерального толка (демократических реформ, мирного обновления) изначально были малочисленными.
Партия кадетов объединяла в своем составе представителей русской профессуры, либерально настроенных помещиков, средние городские слои. Ее лидером являлся профессор-историк П.Н. Милюков. Ведущую роль в ней играли представители титулованного дворянства — князья П.Д. Долгоруков и Д.И. Шаховской, правоведы С.А. Котляровский, В.М. Гессен, С.А. Муромцев, историки А.А. Корнилов и А.А. Кизеветтер, экономист П.Б. Струве и др.
Лидерами «Союза 17 октября» являлись поочередно крупный землевладелец Д.И. Шипов и московский промышленник А.И. Гучков. Видными деятелями партии были землевладельцы М.В. Родзянко, В.М. Петрово-Соловово, адвокат Н.Ф. Плевако. Социальную основу организации составляли крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, крупные помещики, готовые учитывать рыночные условия хозяйствования, представители деловой интеллигенции. В период премьерства П.А. Столыпина партия являлась правительственной.
Политическим идеалом кадетов был конституционно-парламентский строй, основанный на разделении трех ветвей власти: представительной, исполнительной и судебной, независимых друг от друга. Законодательная власть принадлежала монарху и двухпалатному парламенту, избранному на основе всеобщего избирательного права. Исполнительная власть передавалась ответственному перед парламентом министерству. Судебная власть становилась независимой и отделялась от администрации. Предполагалось расширение прав органов местного самоуправления, распространение их на всю территорию государства, избрание путем всеобщего и равного голосования.
Ориентируясь на западные образцы парламентского строя (главным образом английского), кадеты стремились к введению в России норм демократического правового государства. Их программу открывал раздел об основных правах граждан, предусматривавший отмену сословных различий и установление равенства граждан перед законом без различия пола, вероисповедания и национальности. Предусматривалось введение комплекса политических свобод (совести и вероисповедания, печати, собраний и союзов, неприкосновенности личности и жилища, передвижения).
Политическая программа октябристов носила консервативный характер. Они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии, были противниками парламентаризма и ответственного думского министерства, выступали за сохранение имущественного и образовательного цензов, ценза оседлости при выборах в Государственную думу, в органы местного самоуправления и суда.
Будучи сторонниками унитарного государственного устройства, кадеты и октябристы не признавали права наций на выход из состава Российской империи. Кадеты требовали предоставления автономии и права культурно-национального самоопределения (использование родного языка в школах, высших учебных заведениях, суде) Польше и Финляндии, допускали предоставление областной автономии. Октябристы были решительными противниками национальной автономии, за исключением Финляндии, считая, что предоставление личности гражданских и политических прав является достаточным для защиты прав национальных меньшинств.
Общим местом аграрной программы кадетов и октябристов было стремление к максимальному сохранению хозяйства капиталистического типа. Октябристы в решении аграрного вопроса делали акцент на ликвидации архаичной системы земледелия, повышении производительности труда. Вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли фактически снимался ими с повестки дня. В основе своей программа октябристов совпадала с аграрной программой П.А. Столыпина. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. При сохранении помещичьей собственности капиталистического типа они выражали готовность пожертвовать крупными помещичьими латифундиями, являвшимися экономической основой авторитарной власти и постоянным источником недовольства населения. Отчуждение помещичьей земли предполагалось провести за выкуп за счет государства и самих крестьян.
В рабочем вопросе либералы высказывались за право рабочих и служащих на забастовки, создание профсоюзов, арбитражных судов, кооперативов, страховых обществ и др. Кадеты выступали за поэтапное сокращение рабочего дня, предложили систему мер охраны труда наемных рабочих и служащих.
Политические партии социалистической ориентации распадались на социал-демократические и неонароднические (эсеровские). В отличие от либералов, они отстаивали не эволюционный, а революционный путь развития общества, связывали демократические реформы с ликвидацией самодержавия и созданием социалистического строя. Однако в понимании сущности перехода к социализму и путей его достижения у них имелись существенные отличия.
Партия социалистов-революционеров (эсеров) оформилась в 1901 —1902 гг. на основе объединения народнических кружков и групп, действовавших в XIX в., и считала себя продолжательницей дела народовольцев. Главным теоретиком и лидером партии являлся В.М. Чернов — выходец из крепостных крестьян, занимавшийся подпольной работой с гимназических лет. Видными деятелями партии были М.А. Натансон, Б.В. Савинков, Е.К. Брешко-Брешковская, Е.Ф. Азеф. В отличие от организаций социал-демократии партия эсеров не сложилась как единая, дисциплинированная и централизованная, в ней всегда было много анархии, самодеятельности отдельных лидеров и кружков.
В основе эсеровской идеологии лежала перенятая у народников идея об особом пути развития России. Эсеры выдвигали задачу «социально-революционного переворота», суть которого сводилась к уничтожению частной собственности, делению общества на классы, обобществлению труда, собственности и хозяйства. Реорганизация общественного строя на социалистических началах связывалась с полной победой рабочего класса.
Эсеровская политическая программа предусматривала установление демократической республики и предоставление всем гражданам всеобщего избирательного права и демократических свобод.
В национальном вопросе эсеры заявляли себя сторонниками федеративного устройства, широкой автономии областей и общин, а также национальных регионов с признанием за ними права на самоопределение вплоть до отделения (это право предусматривалось для Польши и Финляндии).
Аграрная программа эсеров содержала требование социализации земли, которое означало отмену частной собственности на землю без выкупа, превращение ее не в государственную собственность, а в общенародное достояние без права купли-продажи (эсеры учитывали здесь убеждение крестьян в том, что «земля ничья, Божья»). Предусматривалась передача земли в ведение центральных и местных органов самоуправления и предоставление ее бесплатно всем работающим на ней на условиях уравнительного пользования.
Спектр методов борьбы, используемых эсерами, включал пропаганду, агитацию, все формы внепарламентской борьбы (стачки, демонстрации и др.). В качестве эффективного средства политической работы, способа мобилизации революционных и дезорганизации правительственных сил эсеры признавали индивидуальный террор. Террористическую деятельность осуществляла Боевая организация эсеров, руководимая сначала Г.А. Гершуни, а затем Е.Ф. Азефом (являлся также агентом охранки). Жертвами эсеровского террора стали министры внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, некоторые губернаторы. В период революции 1905—1907 гг. эсерами было совершено 200 террористических актов.
Партия российских социал-демократов (РСДРП) возникла формально в 1898 г., на I съезде РСДРП в г. Минске, однако фактически — на II съезде, проходившем в Брюсселе и Лондоне в 1903 г., где была принята программа партии. На этом съезде произошел раскол его участников на «меньшевиков» (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан, Н.С. Чхеидзе), выступавших против крайнего радикализма стратегии и тактики социалистов-ленинцев, и «большевиков» во главе с В.И. Лениным.
И меньшевики, и большевики обосновывали необходимость создания в России революционной рабочей партии. Однако меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских социал-демократических партий с открытым доступом туда всех желающих, идеологическим плюрализмом, легализмом, большой самостоятельностью местных комитетов, слабой дисциплиной и склонностью к компромиссам с либеральной буржуазией. Большевики требовали строгого соблюдения партийной дисциплины, настаивали на широких полномочиях Центрального комитета, пополнявшегося путем кооптации, на безоговорочном подчинении ему местных организаций.
Большевики и меньшевики выделились в самостоятельные партии.
Программа партии большевиков объявляла ближайшей политической задачей свержение царского самодержавия и замену его демократической республикой. Предполагалось, что конституция, которая будет принята при установлении демократической республики, обеспечит «самодержавие народа», т.е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, избранного всеобщим, равным и прямым голосованием, а также широкое местное самоуправление, неограниченные политические свободы. Своей окончательной целью большевики считали осуществление социалистического переустройства общества.
В отличие от большевиков, меньшевики предостерегали рабочих от возможной попытки захвата власти в ходе буржуазно-демократической революции, ибо тогда рабочий класс был бы вынужден «делать» социалистическую революцию, к которой ни Россия, ни сам пролетариат, по их мнению, не были подготовлены. Оптимальный исход этой революции деятели меньшевистской партии видели в установлении буржуазной парламентской республики западноевропейского образца. Задачей пролетариата они считали оказание буржуазии содействия в приходе к власти.
В аграрном вопросе большевики выдвигали программу национализации земли, превращение ее в государственную собственность. Меньшевики выступали за муниципализацию земли, суть которой состояла в узаконении частной собственности на имевшиеся у крестьян наделы, передачу помещичьих земель во владение органам местного самоуправления — муниципалитетам, у которых крестьяне должны были арендовать землю.
Требования РСДРП по рабочему вопросу включали установление восьмичасового рабочего дня, минимальной заработной платы, страхования рабочих за счет государства и хозяев, охрану труда и др.
Программа РСДРП по национальному вопросу включала признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав Российского государства, признание права населения на получение образования на родном языке, использование родного языка наравне с государственным в общественных и государственных учреждениях. Задачи классовой борьбы пролетариата всегда были приоритетными для социал-демократии, а решение этих задач связывалось с интернациональным сплочением рабочих всех национальностей.
Делая ставку на вооруженное свержение самодержавия, большевики первоначально проявили недоверие к возникавшим в ходе революции внепартийным организациям — Советам рабочих депутатов, профсоюзам, бойкотировали выборы в I Государственную думу. Когда же они убедились в ошибочности своей позиции, то стали использовать эти и другие легальные организации прежде всего в целях революционной борьбы и агитации. Меньшевики же, напротив, переносили центр тяжести партийной работы в массовые легальные рабочие организации: профсоюзы. Советы, кооперацию. Для достижения конкретных политических целей социал-демократы осуществляли тактику «левого блока», блокируясь с представителями других революционно-демократических партий, в частности с эсерами.