Уголовное право. Курс лекций

Смертная казнь


Вряд ли еще какая уголовно-правовая проблема так волнует людей (в равной мере юристов и не юристов), как проблема смертной казни. Сколько по этому поводу возникало и возникает дискуссий (научных и ненаучных самого различного уровня), сколько высказывается доводов в пользу или против существования этого вида наказания! В уголовном праве эти споры идут уже не одно столетие.

В российском уголовном праве смертная казнь была известна еще дореволюционному (до октября 1917 г.) законодательству. Впервые официально она предусматривалась в 1398 г. в Двинской уставной грамоте за кражу, совершенную в третий раз. Ее применение было расширено в Псковской судной грамоте 1467 г., установившей смертную казнь за воровство в церкви, казнокрадство, государственную измену, поджог, кражу в посаде, совершенную в третий раз. Дальнейшее расширение круга преступных деяний, за которые полагалась смертная казнь, произошло в Судебниках 1497 и 1550 гг. и продолжилось в дальнейшем. Достаточно сказать, что, например, в Уложении 1649 г. смертная казнь могла быть назначена уже за 63 преступления, а по Воинским артикулам Петра I и другим уголовно-правовым актам этого времени — в 123 случаях. Следует отметить жестокость способов исполнения смертной казни. Так, в XVII в. это были: отсечение головы, повешение, утопление, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др.

В дальнейшем (после жесточайших петровских указов) российское законодательство о смертной казни развивалось иначе. Первую попытку отказаться от этого наказания сделала дочь Петра I императрица Елизавета. В 1743 и 1744 гг. ею были изданы законы о том, чтобы смертные приговоры не приводились в исполнение, а представлялись в Сенат на усмотрение императрицы. В 1753 и 1754 гг. указом Елизаветы подтверждалось неприведение смертных приговоров в исполнение. При этом предписывалось заменять «натуральную» смертную казнь на политическую — путем рвания ноздрей, клеймения и вечной ссылки в каторгу. Исполнение смертных приговоров приостанавливалось до специального указа. В 1761 г. Елизавета предписала законодательным комиссиям, чтобы «в новосочиняемом уложении за подлежащие вины смертной казни не писать», однако претворить это в жизнь она не смогла.

В 1787 г. Екатерина II в своем манифесте, изданном по случаю 25-летия ее царствования, также предписывает всех осужденных к смертной казни не казнить, а сослать в каторгу. Тем не менее вопреки елизаветинским и екатерининским предписаниям смертные приговоры не только выносились, но и приводились в исполнение. Чего стоили, например, массовые казни руководителей и участников Пугачевского восстания (было казнено более 20 тыс. человек). Уже при Николае I к смертной казни на основании Соборного уложения 1649 г. и Воинских артикулов Петра I были осуждены и казнены пять декабристов.

С 1 января 1835 г. вступил в силу Свод законов Российской империи 1832 г. В соответствии с ним смертная казнь в России сохранялась, но применялась только в отношении трех категорий преступлений:

  • политических («когда оные, по особой их важности, предаются рассмотрению и решению верховного уголовного суда»);
  • за нарушение карантинных правил (т.е. за так называемые карантинные преступления, совершенные во время эпидемий или сопряженные с совершением насилия над карантинной стражей либо карантинными учреждениями);
  • за воинские преступления.

Предусматривалась смертная казнь и по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., и по Уголовному уложению 1903 г. Следует отметить, что количество выносимых смертных приговоров резко увеличилось после подавления первой русской революции 1905 г. Так, в 1906 г. было казнено 574, в 1907 г. — 1139, в 1908 г. — 1340, в 1909 г. — 717, в 1910 г. — 129, в 1911 г. — 73, в 1912 г.—126 человек1См.: Гернет М.Н. Смертная казнь. М., 1913. С. 98-99..

Заметим, что, во-первых, массовое применение смертной казни в эти годы осуществлялось в основном внесудебными органами — военно-полевыми судами, по решению губернаторов и главнокомандующих и т.д. Во-вторых, смертные приговоры выносились вовсе не только за террористическую революционную деятельность. По этому поводу интересно ознакомиться с оценкой такой карательной практики (а она справедливо связывалась с именем П.А. Столыпина — министра внутренних дел и с 1906 г. председателя Совета министров), данной одним из крупнейших государственных деятелей того периода, С.Ю. Витте (министр путей сообщения и финансов, председатель Комитета Министров, в 1905-1906 гг. — председатель Совета Министров): «Никто столько не казнил и самым безобразным образом, как он, Столыпин, никто не произвольничал так, как он, никто не оплевал так закон, как он, Столыпин, и все сопровождая самыми либеральными речами и жестами». Столыпин «казнит совершенно зря: за грабеж лавки, за кражу 6 рублей, просто по недоразумению... Можно быть сторонником смертной казни, но столыпинский режим уничтожил смертную казнь и обратил этот вид наказания в простое убийство, часто совсем бессмысленное, убийство по недоразумению. Одним словом, явилась какая-то мешанина правительственных убийств, именуемая смертными казнями»2Витте С.Ю. Воспоминания: в 3 т. Т. 3. М., 1960. С. 61-62.. Следует отметить, что сам С.Ю. Витте, будучи убежденным сторонником монархии в России, не только не симпатизировал революционерам и революционной деятельности, но и сам отправил многих революционеров на виселицу. Тем более объективной является его критика массового применения смертной казни Столыпиным.

Массовые казни вызвали справедливый протест со стороны различных слоев российского общества. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своей знаменитой статье «Не могу молчать» подверг резкой критике подобную карательную практику: «Ужаснее же всего в этом то, что все эти бесчеловечные насилия и убийства, кроме того прямого зла, которое они причиняют жертвам насилий и их семьям, причиняют еще большее, величайшее зло всему народу, разнося быстро распространяющееся, как пожар по сухой соломе, развращение всех сословий русского народа. Распространяется же это развращение особенно быстро среди простого, рабочего народа потому, что все эти преступления, превышающие в сотни раз все то, что делалось и делается простыми ворами и разбойниками и всеми революционерами вместе, совершается под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправдываемого, но поддерживаемого разными, нераздельными в понятиях народа со справедливостью и даже святостью учреждениями: сенат, синод, дума, церковь и царь. И распространяется это развращение с необычайной быстротой»3Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 90 т. Т. 16. М.. 1964. С. 554-555..

С убедительными доводами против смертной казни выступили и выдающиеся российские юристы — Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергеевский, А.А. Пионтковский (отец), М.Н. Гернет. Однако только после Февральской революции Временное правительство Постановлением от 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь, правда, ненадолго. Уже 12 июля 1917 г. она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену и некоторые воинские преступления.

Октябрьская революция 1917 г., можно сказать, началась с отмены смертной казни. Это произошло уже на второй день после победы большевиков, когда декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. было объявлено об отмене смертной казни. Кроме того, в советское время были сделаны еще две попытки отмены смертной казни — Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 17 марта 1920 г. «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни».

Восстановление смертной казни обосновывалось обычно такими причинами, как острота классовой борьбы, сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, обстановка на фронтах гражданской войны, подрывная деятельность империалистических государств. При этом в годы гражданской войны смертная казнь применялась не столько для борьбы с особо опасными преступлениями (например, с убийствами), сколько в политических целях. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» смертная казнь путем расстрела применялась и к лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам, мятежам. Широко применялась практика расстрела заложников, известны кровавые расправы над восставшими кронштадтскими матросами, тамбовскими крестьянами, представителями духовенства. Часто расстрелы осуществлялись по решению внесудебных органов, например, ВЧК. Известны и случаи фабрикации таких дел. К их числу относится и так называемое дело о заговоре В. Таганцева (сына Н.С. Таганцева), по которому по решению Петроградской губчека 24 августа 1921 г. был казнен 61 человек, среди которых было 16 женщин (в том числе две сестры милосердия, две студентки, жены осужденных). Казнен был и известный русский поэт Н. Гумилев (дело в отношении последнего в октябре 1991 г. было официально прекращено Генеральным прокурором СССР за отсутствием состава преступления).

Чрезвычайно широкая практика применения смертной казни по сфабрикованным органами безопасности делам осуществлялась в 1930-х гг. (известных как годы сталинского террора). Она применялась не только по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Согласно, например, Постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» расстрел применялся и за хищение государственного и общественного имущества (независимо от размера похищенного).

Советские уголовные кодексы (УК РСФСР 1922 г., 1926 г. и 1960 г.) не включали смертную казнь в систему наказаний, мотивируя это временным характером исключительной меры наказания. Однако это была лицемерная декларация, так как в Особенной части этих кодексов смертная казнь была представлена довольно широко (так, например, в УК РСФСР 1926 г. она предусматривалась за 42 преступления). Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. (при его принятии) значительно сократили сферу применения смертной казни. Однако вскоре в уголовный кодекс начали вносить на этот счет поправки, и постепенно применение смертной казни опять было расширено. Решительный шаг в направлении сокращения смертной казни был сделан в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (как отмечалось, не вступивших в силу из-за распада Союза ССР).

Эти изменения были в дальнейшем восприняты как прежним, так и новым УК РФ. Однако это не привело к снижению применения смертной казни в судебной практике. Так, судами РФ к смертной казни было осуждено: в 1989 г. - 100; в 1990 г. - 223; в 1991 г. - 147; в 1992 г. - 159; в 1993 г. — 157 человек. Количество осужденных к смертной казни в эти же годы составило соответственно 0,02; 0,04; 0,02; 0,02; 0,01% от общего количества осужденных.

Следует отметить, что в 70-80-х гг. XX в. в мировом сообществе отчетливо проявляется тенденция к сокращению применения смертной казни и ее упразднению. Так, Генеральная Ассамблея ООН 15 декабря 1989 г. приняла Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, и призвала все правительства, которые могут это сделать, рассмотреть вопрос о подписании его и ратификации или присоединении к нему. К настоящему времени смертная казнь отменена уже более чем в 80 государствах мира, включая все страны Западной Европы.

Общественное мнение обычно с трудом воспринимает идеи о постепенном исключении смертной казни из числа уголовных наказаний. До последнего времени поступают предложения граждан о том, что преступников надо колесовать, четвертовать, ввести публичные казни на стадионах и транслировать их по телевидению. И тому есть серьезные причины. Конечно, наши представления о необходимости жестоких мер борьбы с преступностью генетически обусловлены в первую очередь суровыми и жестокими атрибутами нашей нелегкой истории. Это и братоубийственная мясорубка гражданской войны, и беспрецедентный по масштабам сталинский террор, и вызванный насильственной коллективизацией массовый голод начала 30-х гг. XX в., и тяжкие испытания, выпавшие на долю народа в годы Второй мировой войны, и уже постсоветские и постсоциалистические искривления реформ (падение жизненного уровня значительной части населения, резкий рост насильственной преступности, тщетный поиск справедливости в казенно-бюрократических учреждениях, включая суд и прокуратуру). Все это не могло не ожесточить души наших людей.

Обычно в пользу смертной казни приводятся следующие доводы. Один из самых распространенных — на следующий же день после отмены смертной казни нас всех перережут; народ этого не поймет. Но все дело в том, что в Европе смертная казнь была отменена лишь недавно. В России же, в отличие от Запада, еще в прошлом веке смертная казнь не полагалась ни за убийство, ни за кражу. И в советское время многие годы за убийство не предусматривалась смертная казнь. В 1954 г. она была введена. Убийства, однако, не сократились, а продолжали расти (это к вопросу об общепредупредительной роли такого наказания).

Если же не на словах, а на деле человеческую жизнь признавать абсолютной ценностью, то запрет на лишение жизни человека должен быть также абсолютным. Для всех. В том числе и для государства. Цивилизованная Европа это поняла. Как это понимал, например, и Л.Н. Толстой. Так, может быть, именно в наш жестокий век стоит увидеть в этой позиции такое, что пока не доступно массовому сознанию? Поверить в нее (не только современной Европе, но и своему отечественному, хотя и забытому опыту) и сделать ставку не на жестокость, а на милосердие? Конечно же, такое мнение не разделяется большинством. Что ж, в этом мы, россияне, почти ничем не отличаемся от других европейцев. Например, в Англии после отмены смертной казни в 1969 г. опрос общественного мнения однозначно свидетельствовал о том, что это мнение не совпадаете решением британского парламента об отмене смертной казни. И тем не менее парламент не отменил своего решения. Не все вопросы, а нравственные особенно, могут решаться голосованием.

Труднее всего позицию отмены смертной казни совместить с отношением к проблеме близких (в первую очередь родственников) потерпевших от умышленных убийств. Вопрос этот крайне деликатный. Можно, конечно, рассуждать так: убийца нарушил священное право на жизнь и тем самым поставил себя вне человеческого закона. Но можно рассуждать и по-иному. Существующая система ценностей не смогла спасти жизнь близкого мне человека. Смерть его убийцы не возместит мою потерю. Попытаемся же изменить что-либо в этой системе, и, может быть, новый подход (установление абсолютного запрета на лишение жизни человека) когда-нибудь, пусть не скоро, все-таки даст положительный результат и поможет предотвратить для кого-то новую трагедию.

Решительный шаг в направлении сокращения смертной казни сделала новая Конституция РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 20 «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Это конституционное положение развито и конкретизировано в ст. 59 нового УК РФ. Часть 1 этой статьи, обращенная фактически к законодателю, констатирует, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В Особенной части УК РФ смертная казнь предусматривается за убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ). Все они являются особо тяжкими преступлениями, посягающими на жизнь.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 УК РФ смертная казнь не применяется к женщинам, а также к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет.

Часть 21 ст. 59 УК РФ предусматривает, что смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если, в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Согласно ч. 3 этой статьи смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в 25 лет.

Вступление Российской Федерации в Совет Европы предполагает выполнение определенных обязательств относительно дальнейшего существования такого наказания, как смертная казнь, в системе наказаний, предусмотренных УК РФ. На этом пути исполнительной и законодательной ветвями власти были предприняты определенные шаги. Следует отметить ряд нормативных актов, принятых по этому поводу. Это и Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», и Распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 г. № 53-рп «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.». Наконец, принятый по инициативе Президента РФ Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статьи 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым ч. 4 ст. 184 УИК РФ сформулирована в следующей редакции: «Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании».

Смысл этого уточнения заключается в том, что в соответствии с ним рассмотрение главой государства вопроса о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни, будет обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия ходатайства о помиловании.

Как уже отмечалось. Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П наказание в виде смертной казни назначаться не могло до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Постановлением же Конституционного Суда от 19 ноября 2009 г. № 1344-0-Р, как уже отмечалось, предписывалось, что «введение суда присяжных на всей территории Российской Федерации не открывает возможность применения смертной казни» вообще, «в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей», т.е. такое наказание, хотя и законодательно не отмененное, в действительности (для его применения) не существует.

Isfic.Info 2006-2023