Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
Новгород был центром северных русских земель, расположенных на территории бассейна озера Ильмень и рек Волхова, Ладоги, Меты и Мологи.
На Западе важнейшими городами Новгородской земли были Псков и Изборск. Псков являлся значительным торговым и ремесленным центром, а также административным центром обширной и плодородной Псковской земли. Со временем Псков завоевал значительную самостоятельность.
Основой экономической жизни новгородской земли было сельское хозяйство, в первую очередь земледелие. Основную массу населения составляли крестьяне.
Как и повсюду на Руси того времени, господствующим экономически и политически классом были феодалы-землевладельцы. Вместе с тем характерной особенностью Новгорода являлось сравнительно большое развитие ремесел и торговли. Новгород был одним из крупнейших торгово-ремесленных центров Восточной Европы. Новгородские ремесленники были объединены, подобно ремесленникам других средневековых городов, в корпорации и работали уже не только на заказ, но и на рынок.
Возникают в Новгороде и купеческие организации. В XII в. известно объединение «заморских» купцов, т.е. купцов, торгующих за морем.
Своеобразие социально-политической структуры и острота классовой борьбы в Новгороде определили особенности его политического устройства.
По своему политическому строю Новгород резко выделялся среди других феодальных земель на Руси. С начала XII в. Новгород превратился в типичную феодальную республику, управляемую городской знатью, среди которой господствующее место занимали бояре и духовенство. Новгород был боярской республикой.
Высшие и местные органы власти. Весьма характерной особенностью Новгорода было длительное сохранение вечевой формы правления. В 1136 г. к вечу перешло право выбора Новгородского епископа, посадника и тысяцкого и тем самым вечевая организация окончательно оформилась.
Круг вопросов, выносимых на рассмотрение вече, был весьма широк. Вече разрешало вопросы внешней политики — объявляло войну, заключало мир, осуществляло контроль за использованием финансовых средств, за деятельностью должностных лиц, рассматривало важнейшие судебные дела.
Именно наличие вече как высшего органа власти в Новгороде и составляло характерную особенность Новгородской феодальной республики.
Неверно было бы, однако, республиканский строй в Новгороде считать народовластием. На самом деле власть в Новгородской феодальной республике была сосредоточена в руках бояр. Некоторыми политическими правами также пользовалось богатое купечество. Боярство использовало силу ремесленно-торгового населения Новгорода в борьбе против князей. В связи с этим оно вынуждено было сохранять вечевую организацию, возникшую еще в глубокой древности. Но в новых социальных условиях боярство использовало вече в своих классовых целях и руководило республикой, захватив все важнейшие должностные посты.
Большую роль в Новгороде играл боярский совет («оспода») состоявший из зажиточной части Новгородского общества: бояр, духовенства, представителей Новгородской администрации. Весьма влиятельное место в нем занимал новгородский епископ, которому с 1165 г. был присвоен сан архиепископа. Заседание совета обычно проходило у него во дворце, и он являлся его председателем. Та видная роль, которую играл в боярском совете архиепископ, определялась прежде всего тем, что он был крупным феодалом.
Боярский совет непосредственно разрешал все основные вопросы внутреннего и внешнего управления, наиболее важные подготавливал к вынесению на вече. Наконец совет осуществлял также контроль за деятельностью должностных лиц.
В большинстве русских городов посадники были представителями князя и им назначались. В Новгороде же посадник и тысяцкий являлись представителями исполнительной власти вече. В их руках сосредоточивались все важнейшие дела управления внутренней и внешней политикой Новгорода. В руках посадника находился верховный суд республики, право назначения и смещения должностных лиц, контроль за деятельностью князя. Вместе с князем посадник выступал в походах во главе новгородского войска. Тысяцкий был первым помощником посадника. Он предводительствовал городским ополчением.
Новгородцы совсем не устранили князя. Князь приглашался в республику, но его роль была низведена до роли военноначальника. Он был ограничен в судебных правах, не мог судить без посадника, не имел права приобретать земли в новгородских владениях, не мог назначать на административные должности (в частности, правителей волостей) лиц, не являющихся новгородскими гражданами, а также смещать должностных лиц без суда. Вообще, князь правил в Новгороде по договору с вече, в котором подробно очерчивались и ограничивались пределы его власти.
Новгород делился на районы-концы, во главе которых стояли выборные правители — кончанские старосты. Концы делились на улицы, управлявшиеся уличанскими старостами.
Вся же территория Новгородского государства делилась на пятины, а те — на волости и погосты. Правители волостей назначались князем и посадником.
Политический строй Пскова почти буквально повторял политический строй Новгорода. Только в Пскове было два посадника и не было тысяцкого.
Источники права. Одним из основных источников права в Новгороде была Русская Правда, которая дополнялась церковными уставами, княжескими грамотами, договорами и другими актами. Издавна большое значение в качестве источника права в Новгороде и Пскове имело обычное право, носившее здесь название «пошлины» (т.е. то, что «пошло», установилось с давних времен). Как в Новгороде, так и в Пскове была произведена систематизация всех видов правовых норм и были созданы так называемые судные грамоты.
Поскольку Новгородская судная грамота сохранилась лишь в отрывках, остановимся на Псковской судной грамоте, тем более что псковское право имеет много общего с новгородским.
Псковская судная грамота дает нам сведения о более высокой ступени развития феодализма, нежели мы узнаем это из Русской Правды, поскольку это документ XV в. Псковская судная грамота уже отчетливо различала недвижимое имущество («отчина») и движимое («живот»).
Так как недвижимое имущество представляло саму основу экономического господства класса феодалов. Псковская судная грамота приобретение и отчуждение недвижимого имущества обставляет большими формальностями, чем эти же действия в отношении движимого имущества. Она содержит указания на основные способы приобретения права собственности: путем договора, по наследству, по давности, путем получения приклада, находки.
Псковская судная грамота знала, помимо права собственности, право пользования чужой вещью (оно также входит в разряд вещных прав), которое в грамоте носило название «кормля». Этим правом пожизненно пользовался переживший супруг при условии, что он не вступит в новый брак. В противном случае имущество переходило к родственникам умершего супруга.
Обязательственное право. Обязательства по псковскому праву возникли из договоров, причем существовало три способа заключения договоров:
- устно (иногда для заключения такого договора требовалось присутствие свидетелей);
- по способу «доска» — договор записывался на доске (это письменный договор);
- с помощью «записи» (это был письменный договор, копия которого отдавалась для сохранения в соборе; в случае судебного спора такая запись считалась официальным документом и не могла быть оспорена).
В Псковской судной грамоте уже упоминается два способа обеспечения, гарантирования договора.
Залог. Он, как правило, сопровождал договор займа (при денежном займе свыше 1 руб. залог был обязателен). Залог имел своей целью обеспечение интересов собственников, так как займодателями, как правило, являлись представители имущих классов. При залоге движимого имущества должник отдавал свою вещь во владение кредитора вплоть до уплаты долга. Залогодержатель всегда находился в более выгодном положении, чем должник — в случае возникающего спора дело решалось, как правило, в его пользу. При залоге недвижимого имущества оно не переходило во владение залогодержателя и этим залог в Пскове существенно отличался от залога по Русской Правде и залога в Московском государстве.
Порука (поручительство) со стороны третьего лица. Этот вид обеспечения договора также достаточно широко использовался в те времена в Псковской земле.
В Псковской судной грамоте различались следующие виды договоров: купли-продажи, мены, займа, ссуды, поклажи, дарения, имущественного и личного найма, изорничества.
Подробно остановимся на изорничестве, которое было подобно институту закупничества по Русской Правде. Изорники — это земледельцы, лишившиеся земли и средств производства и вынужденные вследствие этого искать себе пристанища и поступать в зависимость к собственникам земли, которые давали изорникам земельные участки и орудия производства. Они отличались от смердов тем, что смерды имели свою землю от общины и имели свои средства производства.
От наймитов, т.е. людей, работающих по договору найма, изорники отличались тем, что наймиты были свободными людьми, а изорники представляли собой феодально зависимых людей, подверженных различным правовым ограничениям.
Договор изорничества заключался путем «записи». При этом изорник получал так называемую «покруту», т.е. подмогу для обзаведения хозяйством.
Являясь феодально зависимым, изорник имел, однако, право уйти от феодала, но не в любое время, а один раз в году (День Филиппьсва заговенья — 14 ноября). При этом он должен был вернуть «покруту», что, конечно, было для него весьма трудно и означало, что он вновь должен был лишиться всего хозяйства и остаться ни с чем.
Следует также, сказать несколько слов о договоре имущественного найма, который имел свои особенности. В Псковской грамоте говорится о нанимателях дома или усадьбы — подсуседниках. Характерной особенностью псковского права было то, что подсуседник должен был оплачивать наем своей работой и поэтому находился в экономической зависимости от хозяина.
Преступление и наказание. В отличие от Русской Правды, называвшей преступление «обидой». Псковская судная грамота не имела специального термина для его обозначения. Но в целом в разработке понятия преступления она стоит на более высоком уровне. Так, в ней уже содержится упоминание о государственных преступлениях, например о «перевете», т.е. о государственной измене, за что полагалась смертная казнь.
Более детально в Пскове регулировались и имущественные преступления. В Псковской судной грамоте предусматривалась татьба (кража), причем различались простая и квалифицированная, т.е. сопровождающаяся отягчающимися обстоятельствами (конокрадство, кража в третий раз) — смертная казнь. В качестве квалифицированной татьбы рассматривалась и «кромская татьба», т.е. кража из псковского кремля, где находилась государственная казна.
К числу преступлений против имущества относились также разбой, грабежи, наход (т.е. разбой, совершенный шайкой) и поджог. Убийство каралось денежным штрафом (продажей). Из преступлений против личности весьма тяжким считалось вырывание бороды (вознаграждение в пользу потерпевшего — 2 руб., а также продажа в пользу князя). Кроме того, в Псковской судной грамоте упоминаются побои, оскорбления судебного привратника, а некоторые преступления, весьма подробно излагающиеся в Русской Правде, например нанесение увечий (отнятие руки, пальцев, выбитие зуба и т.д.). в ней не встречаются.
Видимо, в этой части действовала Русская Правда, а в Псковскую судную грамоту вносили только новые положения. В отличие от Русской Правды она знает смертную казнь, что свидетельствует о необходимости для феодалов поддерживать свое господство самыми жестокими способами. Так, воров сжигали или вешали, поджигателей бросали в огонь. Кроме того, как известно из летописи, применялось «усечение», т.е. отсечение головы. Другим видом наказания была продажа, т.е. штраф в пользу князя. Он не мог превышать 2 руб. Кроме того, в некоторых случаях преступник уплачивал денежное вознаграждение потерпевшему или сто родственникам.
Суд и процесс. Суд осуществлял ряд органов — вече, князь вместе с посадником, старосты волостей, псковский наместник новгородского архиепископа, т.е. те органы, о которых уже шла речь и которые являлись органами власти и управления. Кроме них, суд осуществляли братчины. Братчина — это общество, возникшее первоначально для увеселения, т.е. группа людей, сложившихся в складчину для пирушки. Братчины разбирали дела о драках, оскорблениях, побоях, которые нередко случались во время увеселений и пьяных оргий.
Процесс в Пскове носил состязательный характер, т.е. обе стороны считались равными, стороны на суде назывались «сутяжниками».
Псковская судная грамота в качестве доказательств, используемых на суде, упоминает признание со стороны и свидетельские показания, причем различались две категории свидетелей — «суседи», т.е. непосредственные соседи спорящих, и «сторонние люди», которые хотя и живут в другом месте, но слышали что-либо о том или другом факте. Доказательством служило послушество, т.е. показания послухов, причем послухи в Пскове отличались от послухов по Русской Правде. Раньше послухами назывались не очевидцы событий, а просто люди, которые слышали о спорном факте или являлись свидетелями «доброй славы» той или иной стороны. Теперь послухи — это очевидцы события.
Доказательствами были письменные документы (грамоты, записи, доски, а также ходничсство, т.е. платежные расписки), поличное — та вещь, которая была украдена и которую находили у вора.
К присяге («роте») обычно прибегали, когда не было других доказательств.
Нередко использовался и судебный поединок («поле»). Побежденная сторона должна была уплатить князю и суду пошлину. Если истец убивал в поединке ответчика, то терял право на удовлетворение своих денежных претензий, а получал лишь доспехи и другое одеяние убитого.
Престарелый или малолетний ответчик, увечный поп или монах имели право выставлять за себя наемного бойца. Женщина, если она выступала на суде в качестве истца или ответчика, должна была сама выходить на судебный поединок.
Наконец, одним из видов доказательств был заклич, т.е. объявление истцом на торгу с своей претензией к ответчику. Этот вид доказательств применялся тогда, когда не было других доказательств. В отличие от периода действия Русской Правды псковское право знает уже не устные судебные решения, а исключительно письменные («судница», «бессудная грамота»).