Моральные нормы и нормы права
Взаимоотношения между людьми регулируется системой социальных норм. Основными регуляторами общественных отношений являются нормы морали и нормы права. Права человека, генетически происходя из моральных норм, существуют как в нормах морали, так и в нормах права. Иногда и правовые документы оперируют нравственными категориями.
Так, во Всеобщей декларации прав человека утверждается, что люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Конвенция о правах ребенка содержит слова счастье, любовь. Семейный кодекс РФ закрепляет необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения.
Совесть, братство, счастье, любовь - эти сугубо нравственные термины, войдя в правовые нормы, не стали правовыми категориями. В огромном айсберге прав и свобод человека - как социальных норм человеческих взаимоотношений - вне правового регулирования, «под водой» находится большая часть наших прав. Каждый человек имеет право быть счастливым, право любить и быть любимым.
Однако государство отнюдь не гарантирует, не обеспечивает и не защищает право человека на счастье, на любовь. Что с того, что ст.1 Семейного кодекса РФ декларирует: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения»? Ни государство, ни какой-либо другой социальный институт не может обеспечить или защитить «чувства взаимной любви».
Любовь, как и многие другие моральные категории, отношения, нравственные права не могут быть юридически регламентированы. Например, российское законодательство признает право нетрудоспособных родителей на заботу со стороны трудоспособных совершеннолетних детей. «Забота» предполагает как материальный, так и моральный аспект: любовь, внимание, участие, общение, уважение, сострадание и т.д.
Государство обеспечит нам только видимую часть айсберга, в данных примерах признает право на вступление в брак и право основывать семью, а также право нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскать с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке алименты. Однако никакой суд не взыщет моральную составляющую «заботы»: любовь, внимание, участие и т.д.
Таким образом, когда речь идет о реализации, и тем более о защите и восстановлении нарушенных прав, то нужно иметь в виду не вообще любые права человека. Следует различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, либо зафиксированные в них, но носящие нравственный смысл, от юридически признанных и защищаемых прав.