Введение в теорию прав человека
Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие) ценности - права и свободы человека стоят на одном их первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание.
Права человека и основные свободы как фундаментальные ценности современной цивилизации будут иметь существенно важное значение для международных отношений и в XXI веке - уверенность в этом выразили главы всех государств и правительств на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года. Принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - постулирует также и Конституция Российской Федерации.
Вместе с тем невозможно дать одно верное и единственное определение прав человека. И невозможно это сделать в силу того, что права человека - явление многогранное.
Права и свободы человека - это, прежде всего, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей. Права человека есть определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма. Справедливо и утверждение о правах человека как системе гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе.
Не ошибется и тот, кто скажет, что права человека это система социальных регуляторов отношений между людьми (т.е. отношений по горизонтали), состоящая из морально-этических принципов и норм. Справедливым будет также утверждение, что права человека - это правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с властью, с государством (т.е. отношения по вертикали).
Правозащитники скажут, что права человека - это средство защиты от произвола и насилия со стороны государства, к которому оно склонно по своей природе. Папа Иоанн-Павел II утверждал, что Евангелие наиболее полным образом провозглашает и закрепляет права человека.
Генеральный секретарь ООН Кофи А.Аннан связывает укрепление безопасности с усилением защиты и уважения прав человека, демократии и социальной справедливости. А кто-то скажет, что права человека - это инструмент политических спекуляций и давления на другие государства в международных отношениях... И этот ряд можно продолжать еще долго.
Права человека неразрывны от таких проблем, как свобода, демократия, тоталитаризм, глобализация, дискриминация, культура мира, толерантность, насилие, экстремизм, фашизм, терроризм, антисемитизм, национализм, религиозный фундаментализм, ксенофобия и т.п.
Помимо прав человека как объективной данности в тех или иных формах их существования, сложились и определенные представления, видения, понимания этого феномена, сформировалась теория прав человека. В современных научных воззрениях права человека представляют собой комплексную систему гуманитарного знания.
Это знание включает основы таких наук, как философия, история политических и правовых учений, всемирная история (применительно к нашей действительности также история России и СССР), теория государства и права, конституционное право, международное право, международное гуманитарное право, политология, социология, экономика, этнология, религиоведение, педагогика, социальная психология.
В международном праве в результате сотрудничества государств в последние десятилетия сформировалась самостоятельная отрасль с достаточно непривычным, и, казалось бы, тавтологичным названием: международное право прав человека.
Права человека занимают важное место в таких прикладных дисциплинах, как конфликтология, искусство общения, ведение переговоров, разрешение конфликтов, история и практика правозащитного движения и т.д. и т.п.
Поэтому, говоря о правах человека, нужно представлять, в каком контексте о них идет речь: философском, морально-этическом, политико-правовом и т.д.