Осуществление Конституции и конституционное правосознание
Осуществление (реализацию) Конституции отличают от ее действия. Действие Конституции — готовность к воплощению субъектами права ее норм в общественных отношениях. Осуществление Конституции — реальное воплощение названными субъектами конституционных положений. Здесь как у компьютера. Включенный и загруженный компьютер начинает действовать. Только после этого потребители осуществляют корректно, некорректно или не осуществляют вовсе заложенные в нем возможности.
Действие Конституции — это характеристика ее собственных рабочих параметров. Она действует в пространстве (территория Российской Федерации), во времени (с 25 декабря 1993 г.; в определенных случаях ее нормы могут быть обращены к отношениям, возникшим ранее этой даты), по кругу лиц (в отношении всех, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации).
Осуществление Конституции — характеристика действий субъектов права по поводу извлечения из Конституции заложенных в ней возможностей, правовых «потребительных стоимостей». Элементарные способы осуществления Конституции субъектами права: использование, соблюдение, исполнение, применение зависят от природы конституционных норм.
Использование — способ осуществления норм, закрепляющих права, свободы, законные интересы людей, их объединений (например, нормы гл. 2 Конституции РФ). Соблюдение — способ осуществления конституционных запретов. Так, ст. 61 Конституции РФ запрещает высылку граждан Российской Федерации за ее пределы или выдачу их другим государствам. Исполнение — осуществление обязывающих, норм, предписывающих совершение определенного поведения. Например, ст. 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги. Применение — принятие на основе конституционных норм уполномоченными органами, должностными лицами каких-либо решений: нормативных, индивидуальных. Видами применения норм Конституции РФ являются законодательная деятельность, отправление судами правосудия, осуществление Президентом собственных властных полномочий.
Перечисленные способы осуществления конституционных норм, соединяясь воедино в деятельности субъектов права, обеспечивают осуществление более масштабных возможностей Конституции, ее функций: учредительной, регулятивной, др. В конечном итоге вся совокупность элементарных и функциональных способов осуществления юридической Конституции превращает ее в Конституцию фактическую. Потенциально заложенные в действующей юридической Конституции возможности значительно шире и содержательнее реализованных в фактической Конституции. Данный разрыв между юридической и фактической конституциями полностью не устраним никогда. Важно стремиться к его сокращению и, конечно, не за счет урезания оправданных положений юридической Конституции.
Действенность осуществления Конституции тесно связана с конституционным правосознанием как срезом правосознания в целом.
Конституционное правосознание — система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, имеющих своим предметом конституционное регулирование. Действенность конституции зависит от развитости в обществе конституционных идей, их близости к эмоционально-волевому настрою и ценностным предпочтениям людей.
Если конституционные положения не созвучны господствующим в обществе представлениям, не укоренились в обыденном сознании людей, они не становятся стимулами массового поведения. Люди готовы найти множество способов неисполнения названных положений или выхолащивания их содержания («хотели как лучше, получилось — как всегда», «закон трудно исполнять», «идея хороша, но не реализуема» и т.д., и т.п.).
Конституционные идеи, заключающие в себе представление о некоем идеальном способе организации жизни общества, в состоянии получить массовый отклик, если перекликаются с представлениями не только об идеальном, но и возможном, необходимом, желаемом. Разрыв между конституционной нормой и реальными отношениями небезобиден. Он располагает цели конституционного развития вне пределов жизненного пути индивидов (конституция хороша, но написана не для нас, а для будущих поколений), подрывает у них ощущение действенности закрепленного законодателем слова. Как следствие — эпидемия правового нигилизма.
Для укоренения конституционных идей в общественном сознании они должны подвергнуться легитимации — признанию, оправданию норм, идей обыденным и профессиональным сознанием. Обычно выделяют три способа легитимации: традиционный, харизматический, рационально-правовой. Хотя данная классификация относится к власти, однако уместно выделение трех указанных типов применительно к конституционным положениям. Легитимация власти в конечном счете представляет собой легитимацию какой-либо идеи (идеи сильной руки, прав человека, идеи демократии).
При традиционном способе легитимации обоснование и оправдание идеи строится на обычае. Существующая идея признается законной, поскольку «таковой была всегда». Легитимация такого типа предполагает безусловное доверие к общественным и государственным институтам, но не к персонифицирующим их лицам.
При харизматическом способе легитимации обоснование и оправдание идеи происходят с помощью авторитета какой-либо известной личности. Так, легитимация идеи свободы выражения мнений шла путем последовательного привлечения столь несхожих фигур, как В.И. Ленин, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров.
При рационально-правовом способе легитимации идея представляется рациональной, правомерной. Рационально-правовое оправдание — наиболее трудоемкий способ легитимации, так как предполагает детальную разработанность процедуры обоснования и оправдания конституционной идеи. В рамках этого способа реализуют себя конституционно-правовая наука, правоведение в целом.
Уместно выделить еще два вида легитимации — ксенический и стереотипический.
При ксенической легитимации идеи закрепляются в общественном сознании путем многократного их повторения, практически без обоснований. Данный тип легитимации схож с рекламной кампанией. Он заключается в движении не от укоренения идеи в сознании людей к ее правовому закреплению, а, наоборот, от нормы, еще не понятой и не принятой, — к массовому сознанию.
Безусловно, это поверхностная легитимация, но в нашёй стране она широко распространена. Посредством ксенической легитимации вошли в российское законодательство идеи разделения властей, негосударственной природы местного самоуправления, приоритета конституционного законодательства. Даже сама власть не осознала еще в полной мере их смысл и назначение.
Стереотипическая легитимация предполагает опору идей на широко распространенные стереотипы сознания и поведения. Так, идея тотальной децентрализации и укрепления субъектов Федерации за счет центра стараниями региональных элит опиралась на известный стереотип: «своя рубашка ближе к телу, собственные доходы для своих жителей». Обратная идея упрочения единства государства опирается на стереотипы «сильной руки», одного руководящего центра, связывается с негативным историческим опытом государственной раздробленности.
В основаниях различных способов легитимации правовых идей лежат социальные чувства, укорененные в подсознании: защищенности, сострадания, кровного и социального родства, страха, индивидуализма и др. Подлинная легитимация конституционных идей завершается тогда, когда те или иные идеи связываются человеком вольно или невольно именно с этими социальными чувствами.