Конституционное право России

Конституции: понятие, сущность, функции


Термин «конституция» в переводе с латинского языка означает устройство, установление. Конституции в их современном понимании как основные законы государств, обладающие особой юридической силой, ограничивающие государственную волю, закрепляющие суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права над государственным усмотрением, появились в ходе буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америке в XVIII—XIX вв., которые были направлены против режима феодального правления. Акты с таким наименованием принимались и ранее.

Первая буржуазная конституция — Конституция США 1787 г. была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами образовавших государство штатов. Политико-правовой режим ограничения государственной власти конституцией обычно именуют конституционализмом.

Конституции — продукт перехода от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным, по крайней мере, в рамках западноевропейской истории. Данный переход выразился в росте промышленности, укреплении капиталистических отношений, становлении новых элит (промышленный, торгово-финансовый капитал), противопоставляющих себя традиционным элитам (аристократия, духовенство), конкурирующих между собой, в политической активизации широких слоев населения, усилении индивидуальных и индивидуалистических начал.

По мере укрепления индустриальных начал общество становилось более конфликтным, сложным по социально-классовой структуре, менее предсказуемым для самого себя. Рост конкуренции разных социальных групп грозил его целостности, чему феодальное государство не в силах было противостоять. Новое состояние общества требовало единого, твердого политико-экономического и правового пространства, возвышения права над государственным усмотрением, чему препятствовали феодальная раздробленность, сословная структура, режим правления аристократического меньшинства.

Буржуазно-демократические революции стали политическим средством перехода к индустриальной цивилизации. Правовым средством такого перехода явились конституции, возвышающие право над государством. Государство сохранило роль силы, увязывающей в пределах общества все группы социальных интересов. Однако отныне подобная деятельность государства ограничивалась конституционными установлениями, нацеливалась на отражение интересов большинства населения, учет запросов разных социальных групп.

Право превратилось для государства в поток, который можно подправлять, регулировать, но не дано направлять в иное русло или перекрывать. Позднее конституционный принцип народовластия дополнился принципом учета интересов меньшинств: национальных, религиозных, языковых. Названное качество права, обеспечиваемое конституционным регулированием, но мере перехода от индустриальной цивилизации к постиндустриальной (современное информационное общество) лишь усилилось.

Таким образом, конституции оказались силой, во-первых, обеспечивающей устранение феодальных порядков и расчищающей дорогу индустриальной, затем постиндустриальной цивилизации; во-вторых, возвышающей право над государством, ограничивающей государственное усмотрение.

Если право призвано выражать компромисс разных общественных сил, государства и общества, то в первую очередь эту задачу решают конституционные акты, поскольку именно в них сфокусированы главные интересы разных общественных групп, отдельных людей. Конституция в идеале есть средство выражения ценностей, приемлемых для власти и народа, большинства и меньшинств, отдельных классов и слоев общества. Сила конституции в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, который, даже не будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов. В этом и заключена глубинная сущность конституции.

Сущность конституции проявляется через ее функции: учредительную; регулятивную; духовно-мировоззренческую; обеспечения общественной устойчивости соединения традиций и модернизации; стратегического целеполагания; систематизации законодательства, права.

Конституция является актом учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Предмет конституционного регулирования: государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире.

В законодательстве есть множество актов более объемных, чем конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования, как она. Отношения, учреждаемые названными актами, производны от отношений, учреждаемых конституцией. Поэтому конституцию еще можно охарактеризовать как первичный учредительный акт.

Конституция не только учреждает общественные и государственные институты, но и регулирует их текущую деятельность с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Конституция обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование. В этой части она действует, как и другие нормативные правовые акты. Необычность регулятивной функции конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования — в отношениях по отправлению верховной государственной власти, обеспечению автономного статуса индивидов в обществе.

Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Мировоззрение — система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает (должен занимать) в нем человек. Формой мировоззрения является идеология — система индивидуальных, групповых, классовых воззрений на отношения людей друг к другу, власти, установок (программ) по сохранению, изменению существующего общественного порядка, исходя из соответствующих интересов.

Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический, выбор. Скажем, российские конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли построение вначале социалистического общества («От каждого по способностям, каждому — по труду»), затем коммунистического общества («От каждого по способностям, каждому — по потребностям»).

Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. С помощью конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, религиозных, этических и др. Она отвечает за юридическое освящение названных ценностей, придание им статуса непреложных начал, требующих к себе выспренного отношения. Например, Конституция Болгарии говорит об особой роли в болгарском обществе восточного православия. Конституция — это своеобразная «правовая Библия». Только ведет она людей к вере в земной порядок, а не к вере в Бога, как религиозные тексты.

Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, сопрягать воедино разные поколения, десятилетия, даже столетия. В идеале она — средство обеспечения многолетней, многопоколенной преемственности в обществе, а значит, сила, которая наряду с государством, религией, языком формирует народ, превращает его из объекта манипуляций в субъект истории, знающий свои исторические корни, держащийся за них, способный на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которая ценна сама но себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач.

Устойчивость общества нельзя отождествлять с застоем. Устойчивость не отрицает, более того, предполагает эволюционные перемены. Поэтому конституция не может не решать проблемы соотношения в обществе традиций и модернизации, культурно-исторической (в самом широком смысле) преемственности и введения в социально- экономическую, политическую, духовную жизнь общества новых элементов, ценностей иных народов, культур, что делает конституционный процесс внутренне противоречивым. Необходим, следовательно, поиск путей, позволяющих обеспечить одновременно и историческое затвердение конституционного материала, и его непрерывное соответствие вечно изменяющейся общественно-политической практике.

Конституцию можно менять за счет ее нового толкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур, а не изменения текста, ее привычных и уже дошедших до людей формулировок. Широко распространено мнение о долговременной стабильности Конституции США 1787 г., в которую за время ее существования было внесено всего 26 поправок.

Однако эта Конституция постоянно меняется в содержательном аспекте Верховным судом США. Так, американская Конституция ничего не говорит о праве политических партий на существование, но данное право в качестве подразумеваемого выведено Верховным судом из формулы о свободе слова, собраний, петиций Поправки 1 к Конституции. Нетрудно себе представить аналогичную ситуацию на почве нашей правовой культуры. Она бы могла иметь два возможных исхода.

Конституция РФ не предусматривает права политических партий на существование, следовательно, создание последних недопустимо. Политические партии — важный институт демократии и отсутствие упоминания о них в Конституции РФ означает необходимость ее изменения. В новейшей российской истории, к сожалению, имеют место оба подхода. Идея изменения конституции преимущественно с помощью толкования пока лишь прокладывает себе дорогу.

Обращение к толкованию как способу совершенствования конституции и органичного соединения в конституционном процессе устойчивости и изменчивости требует наличия ряда условий, без которых возможности правового толкования не будут востребованы. Среди упомянутых условий назовем два.

Во-первых, в стране должны сложиться влиятельные группы, заинтересованные в общественно-политической стабильности, осознающие этот свой интерес и способные противостоять превращению в серьезную угрозу для страны радикальных консерватизма и модернизации. Другими словами, необходим «средний» класс, уравновешивающий иные общественные течения. А это проблема во многом социально-экономическая и глубже — цивилизационная.

Во-вторых, конституция не должна содержать положений, выражающих узкогрупповые интересы отдельных слоев: классов, этносов, профессиональных сословий. Узкогрупповая идеологическая, тому подобная нацеленность конституции всегда будет побуждать конституционно «обделенные» группы к пересмотру ее положений. Поэтому конституционный текст должен вбирать в себя лишь те идеи и принципы, которые принимаются или, по крайней мере, не отвергаются всеми общественными группами, способными влиять на выбор политического курса государства и общества.

Традиции и модернизация, как обеспечиваемые правом ценности, разводят конституцию и обычное (текущее) законодательство. Конституция должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества, а обычное законодательство на обеспечение необходимых изменений в допускаемых конституцией пределах.

Конституция выполняет функцию стратегического целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция в разных исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций.

Таким образом, конституция — это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов.

Конституция — основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Для нас привычно использование эталонов мер, весов, времени. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителя, иных субъектов права. Это своеобразный поверочный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит, усиливается системность права.

Таким образом, конституция — основной закон общества, нацеленный на учреждение государственных, общественных институтов, регулирование их деятельности, соединение права и моральных, мировоззренческих, иных ценностей, общественной устойчивости и модернизации, стратегическое целеполагание, систематизацию законодательства, права и предназначенный для обеспечения баланса индивидуальных, групповых (классовых), общесоциальных интересов.

Isfic.Info 2006-2023