Испания, Фландрия, Дания
Развитие королевского (или княжеского) права в период Папской революции и впоследствии не было ограничено территорией "великих держав" этой или более поздних эпох. Наряду с систематизацией и расширением феодального, торгового и городского права имели место систематизация и расширение королевского права повсюду в Европе, где римско-католическая церковь отстаивала свою независимость от светской власти и где перед королевской властью стояла задача обеспечения мира и правосудия в светской сфере.
Важно поэтому избежать националистической интерпретации развития королевского права. То, что это был западный, а не просто национальный феномен, повторявшийся в различных странах, подтверждается тем фактом, что он имел место почти повсюду — как на географической периферии Запада, так и в его географическом центре.
Испания. В VII в. арабы захватили весь Иберийский полуостров и были в конце концов остановлены только в 732 г. франками под предводительством Карла Мартелла у Пуатье менее чем в двухстах милях к юго-западу от Парижа. В последующие несколько столетий происходило постепенное христианско-франкское отвоевание (реконкиста) северных испанских территорий, в результате чего были созданы независимые королевства Каталония, Наварра, Арагон, Леон (Галиция), Кастилия и, наконец, Португалия. В XI—XII столетиях эти территории переживали то же революционное движение, которое охватило остальной христианский мир.
В области права церковь на испанских территориях стала управляться на основе тех же фундаментальных принципов и процедур, что и в других регионах. Феодальное, манориальное и торговое право также стали более систематизированными. Были основаны новые автономные города, каждый из которых имел свою собственную милицию, управление, право.
Крупный морской портовый город Барселона, находившийся на территории графства Барселоны, но состоявший под верховной юрисдикцией короля Арагона, был одним из ведущих городов Европы. Там, где королевская власть укрепилась, особенно в Кастилии, Каталонии и Арагоне, возникли системы королевского (или княжеского) права, более или менее сравнимые с аналогичными королевскими правовыми системами в Сицилии, Англии, Нормандии, Франции и германских княжествах.
Хотя в ту пору не существовало такого образования, как "Испания? определенные явления происходили во всех северных иберийских королевствах. Первым было арабское завоевание и франкская реконкиста. Вторым было сохранение в незначительном объеме доарабского вестгорского права с некоторыми римскими элементами, в основном нашедшего отражение в книге законов, составленной вестгорским королем Рекесвинтом в конце VII в. — "Книге приговоров". Эти общие местные исторические факторы были, однако, оттеснены на второй план новой наукой права XI—XII вв., связанной с развитием новой современной системы канонического права.
Каталония и Арагон. Каталония, управлявшаяся графами Барселонскими, попала под влияние движения Мира Господнего в начале XI столетия (синод в Эльне, 1027). Важную роль в этом движении сыграл граф Рамон Беренгуэр I (1053—1071), создавший также "Обычаи Барселоны" — собрание законов и обычаев из широкого круга источников — вестгорских и римских, светских и церковных, судебных и законодательных. За движением Мира Господнего в Каталонии в XII в. последовал период издания светских статутов мира, что имело место также и в Арагоне.
Последние эволюционировали в том же направлении, что и германские статуты мира: более ранние строились по образцу провозглашений Мира Господнего, более поздние приобретали форму в большей степени законодательную, чем договорную, и затрагивали новые сферы судебной процедуры, вопросов брака, долговых обязательств и государственных преступлений, а также, как и в Германии, расширяли роль королевских должностных лиц. Статут о поджоге, изданный Альфонсом II в 1192 г. (в то время графы Барселоны были также королями Арагона), напоминает статут о поджоге 1186 г. императора Фридриха Барбардссы.
В 1173 г. римское право было формально признано в Каталонии как дополняющее. Это, конечно, было научное римское право университетов, к которому разрешалось прибегать для заполнения пробелов в действовавшем каталонском праве.
В 1247 г. король Хайме I, управлявший Арагоном в течение 36 лег, с 1213 по 1276 г., издал книгу законов Арагона, в которую был включен ряд элементов канонического и римского права, прежде всего относившихся к наследованию, договорам и доказательственному праву. Этот правовой документ был разработан епископом Гуэски и представлял собой систематизированное изложение права, состоявшее из восьми книг и освещавшее главным образом гражданское, уголовное и процессуальное право. Оно было предназначено для применения судами, включая королевский суд. Впоследствии оно было расширено преемниками Хайме точно так же, как "Обычаи Барселоны" были расширены преемником графа Рамона Беренгуэра I.
Кастилия и Лион. Эти два королевства в первой половине XII и в большей части XIII столетия были объединены. Их правовое развитие началось несколько позже, чем в Каталонии и Арагоне. Оно также первоначально выросло из движения Мира Господнего и значительно стимулировалось развитием канонического права и возрождением интереса к изучению римского права. Университет Саламанки, основанный в начале 1200-х гг., вскоре стал важным центром изучения римского и канонического права.
Кроме того, рост королевского права испытал сильное влияние со стороны выдающихся королей: Фердинанда III (1217—1252), мать которого была швабской принцессой, большого ума и способностей; его сына Альфонса Ученого (1252-1284) и его внука Альфонса XI (1311—1350). Эти короли создали важное законодательство, от их имени издавались обширные руководства по праву.
Последнее было систематическим трактатом, состоявшим из семи частей, расположенных тематически и содержавших свыше 500 статей. Это был, по существу, компендиум римского и канонического права, в некоторой степени приспособленный к традициям Кастилии. Однако он не закрепился в практической жизни, и в целом усилия выдающихся королей XIII и XIV столетий по внесению единообразия в право Кастилии не выдержали давления с мест в пользу сохранения местных обычаев.
Фландрия. В XI и XII столетиях территория Фландрии составляла значительную часть нынешней территории Бельгии и Голландии. Графы Фландрии, которые были королями во всем, кроме титула, в полной мере приняли участие в революционной трансформации западного права. Движение Мира Господнего пришло во Фландрию в XI столетии, и наиболее важные декларации о мире были провозглашены в 1034 и 1099 гг.
Первый светский статут мира был провозглашен в 1111 г., когда граф Роберт II незадолго до своей смерти собрал аристократию и заставил ее принести присягу миру. Этот документ имел решающее значение для будущего развития как городского, так и общего права ("права земли") во Фландрии. Он был обновлен преемниками Роберта в 1111, 1119, 1138 гг. и впоследствии также часто обновлялся. Он был назван "фундаментом большей части положений старого фландрского права".
Однако правителем, о котором можно сказать, что он основал новую систему фландрского права, был граф Филипп (1169-1191 гг.,), чье правление совпало со временем правления Генриха II в Англии, императора Фридриха Барбароссы в Германии и частично с правлением Филиппа-Августа во Франции. Филипп был назван "первым законодателем Фландрии". Он законодательствовал частично посредством изгнания статутов мира. Помимо этого он разрешил многим городам, включая Брюгге, являвшемуся тогда ведущим центром Европы, иметь свое собственное право.
Он централизовал отправление правосудия с помощью создания системы должностных лиц, осуществлявших применение королевского права и называвшихся бейлифами. В 1178 г. он издал статут о правах бейлифов, включавший положение о том, что бейлиф может арестовать любого правонарушителя, еще не доставленного для разбора его к заседателям, и о том, что всякое лицо, не откликнувшееся на призыв бейлифа о помощи, подлежит наказанию.
В результате династической борьбы, последовавшей за смертью Филиппа, в качестве правителя Фландрии утвердился граф Балдуин I из Геннегау. В своем графстве он уже был известен как законодатель: в 1200 г. он издал два статута для Геннегау — один касавшийся феодов, другой — уголовного права и процесса. Геннегау, в отличие от Фландрии, имело также собрание обычаев. Когда Балдуин стал правителем Фландрии, он взял с собой ученых для написания трудов о ее праве, обычаях и истории.
Хотя после Балдуина Фландрия не имела сильных правителей, законодательная деятельность продолжалась и в XIII столетии, и фламандские графы имели некоторые успехи в распространении своего управления на сельскую местность и в рационализации управленческого и правового аппарата. Была разработана доктрина "зарезервированных дел" для обоснования изъятия различных преступлений из сферы традиционных местных и феодальных юрисдикций в пользу графской юрисдикции. В конце XIII столетия графы для достижения своих целей прибегали к использованию, опираясь на советы своих профессиональных юристов, к аргументации из области римского права. Однако их централизаторские устремления в конечном итоге были сорваны корпоративными и политическими образованиями другого типа, которые имели свое собственное право, гарантированное графами, именно городами Фландрии.
Венгрия. Венгерские короли имели тесные связи с другими европейскими правителями и пытались подражать им, но их успехи всегда оказывались временными, поскольку позиции знати, придерживавшейся своих традиционных форм жизни, были слишком сильны. Играло роль и то обстоятельство, что население было преимущественно мадьярское, а не германское. Затем в середине XIII столетия монгольское вторжение вообще уничтожило какой-либо прогресс в направлении создания централизованного государства. Однако даже в Венгрии, на периферии западной цивилизации, можно видеть проявление правовой формации.
В 1074 г., в разгар гражданской войны, король Геза обратился к папе Григорию VII за помощью. Григорий VII, пытаясь проводить ту же тактику, которая оказалась успешной и в Сицилии, и в Хорватии, обещал, что он признает притязания Гезы в обмен на признание папского сюзеренитета. Но Геза отказался, вместо этого короновав себя короной, присланной из Византии.
Преемники Геза, Ладислас (1077—1095) и его сын Коломан (1095—1114), были первыми венгерскими законодателями. Ладислав издал три серии законов, касавшихся уголовных наказаний язычников, осуществления королевского правосудия, наказаний за кражу, защиты собственности и других вопросов. Коломан, женившийся на дочери графа Рожера из Сицилии, издал акт о правовой реформе, включавший 84 статьи, некоторые из которых смягчали суровость законов его отца. Он отменил судебное преследование за колдовство, увеличил число судов, ограничил вынесение судебных решений на основе единоборств, установил юрисдикционные границы и процедуры и провел четкое различение между церковной и светской дисциплиной.
Только в 1172 г. появился другой сильный правитель, проявлявший интерес к внутренним реформам, Бела III (1172—1196). Он женился на Маргарите из Капетингской династии, дочери французского короля Людовика VII и вдове Генриха Младшего, сына Генриха II из Англии. Во время правления Белы многие наиболее способные венгры отправлялись в Париж учиться. После возвращения они занимали посты в новых управленческих органах, созданных по западным образцам, включая канцелярию.
Однако преемники Белы не были в состоянии продолжать его централизаторскую политику. В 1222 г., противодействуя королевскому аппарату власти, знать и мелкие землевладельцы принудили короля Андраша II подписать Золотую Буллу — документ, подобно английской Великой хартии вольностей 1215 г. и германскому "Статуту в пользу князей" 1232 г., основывавшийся на тогдашних правовых концепциях ограничения королевской власти. Среди его 31 положения имелось и объявление незаконным содержание в тюрьме представителя аристократического сословия, до того как он будет должным образом подвергнут судебному разбирательству и осужден.
Другое положение запрещало главному королевскому судебному должностному лицу рассматривать дела, касавшиеся жизни или собственности подданных, если король не осведомлен о них. Еще одно положение гарантировало права мелких землевладельцев и относилось к служебным злоупотреблениям. Обеспечивались также права знати на сопротивление незаконным актам короля. Частично в результате Золотой Буллы королевское право в Венгрии оставалось в начале XIII в. слабым по сравнению с другими западными странами. А монгольское вторжение 1241 г. опустошило всю страну.
Дания. Развитие королевского права в Дании было запоздалым, но впечатляющим. В конце XI в. король Кнуд II пытался вводить налоги, налагать денежные штрафы и в целом утверждать королевскую власть, но был свергнут и убит. Однако в 1241 г. Вальдемар II издал "Ютландское право" — первое официальное скандинавское собрание законов. Ему предшествовали два труда о законах Сконе и Зеландии, написанные частными лицами также во время правления Вальдемара II.
"Ютландское право" подразделяется на три книги и содержит в целом 242 главы. Имеется очень приблизительное деление на право собственности, гражданское и уголовное право. Правовыми источниками являлись главным образом обычное право, указы предшествующих правителей и городское право Шлезвига. Прямого влияния римского права найти нельзя, но влияние канонического права очевидно. Первые положения преамбулы гласят:
"Страна должна строиться на основе права. Там, где каждый человек доволен тем, что он имеет и позволяет другим иметь то же самое, никакого права не требуется. Если страна не имеет права, тот человек будет иметь больше, который может взять больше, поэтому для удовлетворения нужд всех людей должно быть создано право.
Обязанность короля и князей в этой стране состоит в охране права, отправлении правосудия и защите всякого человека, к которому применяется насилие, например вдов, детей без опекунов, паломников, иностранцев и бедняков, чаще всего испытывающих притеснения".
Среди других новых черт Ютландского права — замена компургации судом присяжных.
Другие примеры участия Дании в трансформации западного права в этот период — создание канцелярии, учреждение должностей служащих двора и провинциальных должностных лиц. Сыновья знати часто отправлялись учиться в Париж.
Вероятно, датское влияние способствовало появлению в 1274 г. первого норвежского кодекса права, изданного королем, прозванным Великий Исправитель Права.