Западная традиция права

Саксонское зерцало (Sachsenspiegel)


Важная опосредствованная роль в превращении ранних статутов мира в составную часть германского общего права принадлежала книге, написанной саксонским юристом в начале XIII столетия (вероятно, в 1220-е гг.). Ее автор, Эйке фон Репгау (около 1180 — около 1235), был хорошо образованный, хотя и не учившийся в университете юрист рыцарского происхождения, написавший свой труд на латыни, а затем переведший его на немецкий язык.

Саксонское зерцало представляет собой систематизированное собрание правовых норм и принципов. Оно подразделяется на две части, одна под названием "право земли", а другая — "право феодов", или "феодальное право". Каждая часть делится на несколько сотен разделов и подразделов. В современном издании — приблизительно 100 страниц.

Содержание включает в себя главным образом:

  1. обычное право Саксонии, впервые записанное и систематизированное;
  2. королевское право германского короля-императора, как обычное, так и законодательное, действовавшее в Саксонии и в других местах.

В первой части автор уделил внимание преимущественно определенным аспектам гражданского права, особенно праву собственности и праву наследования, уголовному праву, судебной системе, конституционному праву, а во второй — отношениям господ и вассалов. Право городов опущено. Торговое право опущено.

Имеются некоторые ссылки на каноническое право, особенно на те его компоненты, которые относятся к папской юрисдикции, семейному праву и некоторым другим вопросам. Практически нет ссылок на римское право. Имеется несколько ссылок на правовые нормы, действовавшие в других германских землях, особенно в Швабии, где они отличались от саксонских. В остальном автор, по-видимому, исходил из того, что саксонское право в целом соответствовало правовым нормам и принципам, общим для германских территорий.

Изложение норм и принципов сопровождается очень незначительным концептуальным анализом и очень немногими конкретными иллюстрациями. Например, было записано, что лицо, способствовавшее другому лицу в совершении преступления, подлежит наказанию, но не давалось определения соучастия и не сделана попытка выделить различные формы соучастия. Аналогичным образом сформулировано несколько норм по поводу причинения телесных повреждений в порядке необходимой самообороны, но понятие необходимой самообороны не определено и не проанализировано. Вообще, вся книга написана в стиле краткого изложения норм, доктрин, принципов наказаний, некоторые из которых явно весьма широки.

Саксонское зерцало содержит многие положения, относящиеся к конституционному праву империи. В этих положениях имплицитно содержатся три фундаментальные взаимосвязанные концепции, восходящие непосредственно к Папской революции конца XI — начала XII столетия.

Первая концепция состоит в том, что империя — практически само общество — основана на праве. Эта мысль имплицитно содержится в утверждении, которое автор делает в начале: "Бог сам есть право, поэтому право дорого ему". Идея верховенства права в Саксонском зерцале заходит настолько далеко, что включает выраженное право индивида "сопротивляться беззаконному решению своего короля и своего судьи, а также помогать в этом другому человеку, если он является его родственником или господином".

Вторая основополагающая концепция имперской конституции — о дуализме духовного и светского политических форм. Она содержится в доктрине "двух мечей", сформулированной в самой первой статье первой книги: "Бог оставил на земле для защиты христианского мира два меча. Папе дан духовный меч, императору — светский. Всех тех, кто выступает против папы, кого он не может принудить к подчинению ему посредством духовного приговора, должен принудить император посредством светского приговора.

Так же и духовная власть должна помогать светскому приговору, когда он нуждается в этом". Далее в одной из последующих статей провозглашается, что церковь имеет верховную юрисдикцию над императором в вопросах вероучения (ереси), семейного права (развода) и церковной собственности (безопасность богослужебных зданий). Тем не менее также устанавливалось, что церковь должна осуществлять свою волю в конечном счете посредством императорской власти.

Третья концепция, связанная с первыми двумя в формировании фундамента конституционного права империи, — это концепция множественности взаимодействующих светских политических образований. Она нашла отражение во многих положениях, относящихся к соответствующим территориальным и имперским юрисдикциям и к применению по определенным делам территориального права судами, осуществляющими имперскую юрисдикцию. Она также нашла отражение в положениях по поводу избрания короля князьями и епископами территориальных политических образований.

Здесь Саксонское зерцало опиралось на институт "сословия имперских князей", введенный Фридрихом Барбароссой. Автор даже зашел настолько далеко, что впервые перечислил и расположил по рангу трех церковных выборщиков (епископов Трира, Майнца и Кельна) и трех светских (пфальцграфа Рейнского, герцога Саксонского и маркграфа Бранденбургского). На основании авторитета Саксонского зерцала носители этих шести титулов с этого времени и впоследствии продолжали быть выборщиками.

Конституционное право империи привело к тому, что многие положения императорских статутов мира, а также другого императорского законодательства переходили в право территориальных политических образований. Одним из важных инструментов, способствовавших этой концепции императорского права, было само Саксонское зерцало. Одна из его статей прямо ссылалась на "старый мир", подтвержденный императорской властью для земли Саксония с согласия дворянства". Это была ссылка на один из ранних договоров Мира Господнего.

В соответствии с традицией этих договоров Саксонское зерцало предоставляло постоянную защиту священникам и иным духовным лицам, женщинам, евреям, церквам и церковной собственности, защищало кладбища и деревенские ограждения, пашни и мельницы, королевские дороги и водные пути. Другие статьи содержали воспринятые конкретные нормы уголовного и гражданского права, провозглашенные в императорских статутах мира3. Одна из таких норм гласила, что любое лицо, убившее или ранившее нарушителя мира, не должно было возмещать ущерб, если оно могло доказать, что совершило это на месте преступления или в ходе преследования нарушителя.

Очень рано Саксонское зерцало стали трактовать как самостоятельный авторитетный источник. Многие из его положений прямо перешли в городское право и в право других территорий. Его комментировали ученые-юристы. В течение столетий его рассматривали как вспомогательное право, которое может использоваться для дополнения действующего городского, территориального или имперского права.

То обстоятельство, что оно было изложено на немецком языке, имело большое значение, ибо оно тем самым создало общий немецкий юридический язык для всех немецкоговорящих регионов империи. В подражание ему были написаны другие "зерцала права".

Isfic.Info 2006-2023