История государства и права

Несвободное население


В наибольшей степени отличались от римских граждан и от других категорий населения по своему правовому положению рабы (servi). Наличие значительной прослойки рабов было характерно для римского общества еще в догосударственный период. Рабами становились или захваченные в плен на войне, или родившиеся от рабов, или проданные в рабство за долги. Положение последних, как своих соплеменников, было более благоприятным, к тому же этот вид рабства был только пожизненным и не распространялся на семью.

По самой природе своего состояния, раб не имел ни политических, ни частногражданских прав, он не имел семьи в правовом смысле, не обладал собственным имуществом. В ранний период рабство сохраняло еще патриархальный характер, и раб до известной степени считался личностью: некоторые обязательства падали и на раба, он сам отвечал за совершенные им уголовные преступления, хотя и в большей мере, чем свободный, или даже в другой форме наказания.

Признавались кровнородственные связи рабов (так, нельзя было женить отца на дочери и т. п.), место погребения раба считалось религиозным местом, рабы вместе со всей familia участвовали в отправлении домашних культов. Вместе с тем господину принадлежало практически неограниченное право наказания своих рабов и даже осуждения их на смерть в случае преступлений.

В период республики, в особенности с III в. до н, э., количество рабов в Риме значительно возросло: оно стало сопоставимо с числом граждан; рабы стали заняты и в частном, и в общественном хозяйстве - появилась даже особая прослойка публичных рабов. Правовое положение рабов ухудшилось: их стали рассматривать наравне с движимыми вещами. Самостоятельное волеизъявление раба было ничтожно: он был только проводником воли господина, «говорящим орудием». В конце IV в. до н. э. ликвидируется как основание рабства продажа за долги, однако появляется новое: отдача в рабы в наказание за преступление.

Из рабского состояния можно было выйти только законным способом: или особо формальным отпуском на волю, или если господин при новом цензе вносил раба в него как самостоятельную персону, или путем завещания. Отпущенные из рабства становились вольноотпущенниками – теоретически впоследствии они могли стать и полноправными римскими гражданами. Однако на этом пути стояло много особых правовых правил. В частности, в 40 г. было запрещено давать римское гражданство рабам, ранее наказанным за преступления.

В период империи положение рабов морально, а затем и в правовом смысле улучшается. Получают признание брачные связи рабов, вплоть до того, что это становится новым источником рабства: римская гражданка, вышедшая замуж за раба, становилась рабыней.

Рядом законов было запрещено без ведома магистратов отдавать рабов для боя со зверями в цирке, вообще убивать своих рабов – с 312 г. убийство раба стало приравниваться к убийству свободного, разрешалось рабам жаловаться на жестокость своих господ. Упростилась процедура отпуска рабов на волю: с началом христианства это можно было производить в церкви, а с VI в. – частным актом в присутствии 5 свидетелей. Однако вводилось и немало ограничений на то, чтобы не отпускали на волю слишком много рабов разом или всех рабов семьи.

Раб мог иметь в своем обладании особое имущество – пекулий, данный ему господином. В рамках этого пекулия раб мог совершать сделки, отвечать по обязательствам. Господин мог отозвать пекулий, но только по важным мотивам. С течением времени пекулий становился как бы наследственным владением семьи раба.

Когда с I в. до н. э. рабство в Риме сделалось все менее экономически выгодным и все более социально опасным и возросло число свободных крестьян-землевладельцев, практика перевода рабов на пекулий и изменения их положения стала все более распространенной. Рабов сохраняли или в домашнем хозяйстве, или как специалистов (писцов, переводчиков, ремесленников и т. п.). Так формировалось новое социально-правовое явление колонат, характерное для последующих столетий.

Колонами становились не только рабы, получившие в наследственное.владение имущество-пекулий. Обедневшие свободные переходили на положение колонов из-за долгов, получая от землевладельца или крупного арендатора земельный участок (парцеллу) на условиях внесения продуктового оброка. При последующем цензе эти колоны вписывались в опись вместе с землей и теряли правовую самостоятельность. Дети их становились уже колонами наследственно.

Можно было попасть в колоны и без договора, по давности проживания на чужой земле и уплаты оброка. Характерными чертами колоната было то, что колон жил на чужой земле и платил за нее ренту, он не имел права добровольно уйти от хозяина, был прикреплен к земле, он лично свободен, мог заключить брак, иметь семью, имущество, на которые хозяин земли не может посягать, он не мог возбуждать имущественные и личные иски в суде против своего хозяина, но уголовное преследование было возможно; положение колона наследственно. Выйти из состояния колона можно было только путем отпуска на волю хозяином, путем возведения в сан епископа (в эпоху христианства) или истечением давности (если более 30 лет вел самостоятельное хозяйство и никому ничего не платил).

В период империи, особенно при императоре Константине, на положение колонов было обращено особое законодательное внимание. Из них стали брать рекрутов в армию, и для государства стало небезразличным положение этого сословия. В 332 г. было введено уголовное наказание за побеги колонов с земли, к которой они были прикреплены. С 366 г. запрещалось продавать колонов, как рабов, без земли.

Колонат изменил общий социально-правовой уклад поздней Римской империи. Место рабов как основных аграрных производителей заняли полусвободные земледельцы, стоявшие в совершенно иных правовых отношениях к собственникам земли, работавшие самостоятельно и пользовавшиеся, хотя и частично, плодами своего труда. Сократилось и количество свободных крестьян-земледельцев.

На место прежней, весьма дробной иерархии категорий гражданства, полуграждан, полусвободного и совсем несвободного населения сложилась упрощенная социальная система, где класс примерно равных друг другу свободных граждан (исключая особую прослойку знати) противостоял новой категории полусвободных земледельцев, обладавших урезанным, но самостоятельным личным статусом. Эта новая система стала социальным фоном не только политической эволюции римской монархии, но и формирования на ее историческом месте нового социального и политического строя.

Isfic.Info 2006-2023