Сравнительное уголовное право

Доктрина


В настоящее время доктрина продолжает играть роль источника уголовного права в рамках англо-американской и мусульманской правовых систем.

В Англии в качестве доктринального источника выступают работы известных юристов прошлого и современности. При этом выделяются так называемые классические труды, которые используются в качестве первичного источника общего права, например, «Институции» Э. Кока, труды Хэйла, Хоукинса, Фостера. Второй вид доктринальных источников представляют современные учебные руководства, не являющиеся собранием обязательных норм, хотя их часто цитируют. Границей между указанными категориями трудов считаются «Комментарии к законам Англии» Блэкстона, опубликованные в 1765 году. На эту работу часто ссылаются как на обязательный источник, и, в то же время, от нее ведут начало все современные учебники по английскому праву.

Весьма велико значение доктрины в мусульманском праве. Для ее обозначения используется термин «фикх» (арабск. — глубокое понимание, знание). Мусульманско-правовая доктрина представляет собой совокупность систематизированных знаний о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле фикх является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата, поэтому нередко фикх называется мусульманской юриспруденцией.

Исторически сложилось несколько школ (толков) фикха-доктрины, которые отличаются друг от друга подходами к толкованию Корана и сунны и методами формулирования норм в случае молчания этих источников (иджтихад). Позиция каждого из них изложена в трудах основателя, его учеников и последователей, крупнейших правоведов средневековья. Представители различных школ фикха и даже последователи одного толка часто придерживаются несовпадающих мнений по сходным вопросам. В настоящее время сохраняются четыре суннитских толка фикха — ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский — и несколько иных школ.

Формой закрепления тех или иных положений мусульманско-правовой доктрины является иджма — единое соглашение мусульманских правоведов, означающее единодушное решение вопроса, не урегулированного Кораном и сунной. В этом смысле именно иджма признается одним из источников шариата.

Другим способом выражения мусульманско-правовой доктрины выступает кияс — толкование Корана и сунны по аналогии применительно к конкретному случаю. Кияс приобретает силу закона, если он признан высшим мусульманским духовенством. Правом толкования обладает муфтий — высшее духовное лицо.

После кодификации уголовного законодательства почти во всех мусульманских странах наибольшее значение мусульманско-правовая доктрина сохраняет в Саудовской Аравии и ОАЭ. Здесь судьи при вынесении решений по-прежнему ссылаются на общепризнанные произведения представителей определенной школы.

Например, королевские указы 1926-1928 годов Саудовской Аравии обязывают судей следовать в своих решениях выводам ханбалитской школы мусульманского права. В указах перечисляются произведения муджтахидов, в которых эти нормы сформулированы.

В ОАЭ, несмотря на наличие Уголовного кодекса, наказания за совершение ряда преступлений (прелюбодеяние, разбой, вероотступничество, бунт) предусматривается доктриной мусульманского права, а не уголовным законодательством.

Isfic.Info 2006-2023