Русская православная церковь как субъект имущественных правоотношений в 1917-1945 гг.
До революции русское церковное право самостоятельными субъектами имущественных отношений признавало архиерейские дома, церкви и монастыри, а также все прочие церковные учреждения, которые, реализуя благотворительные цели, осуществляли уход за больными, бедными и прочими нуждающимися. Согласно правовым нормам, содержащимся в Своде законов и в Полном собрании законов Российской империи, самостоятельными юридическими лицами признавались следующие субъекты Русской православной церкви.
1. Центральная организация православной церкви — Св. Синод, имеющий недвижимые имущества и капиталы.
2. Архиерейский дом, г.е. архиерей, управляющий епархией (невикарный) и обеспеченный определенным имуществом. В организацию православного архиерейского дома входило несколько физических лиц. Институт архиерейского дома имел единоличного главу.
3. Приходские церкви, т.е. общества прихожан вместе с приходским духовенством, имеющие богослужебное общение в местном храме. Приходская община выбирала церковного старосту для управления церковным имуществом. С введением указа 1905 г. об учреждении церковных советов причт и прихожане имели возможность через постоянный церковно-приходский орган управлять церковным имуществом. Приходское имущество считалось имуществом церкви (напр., Спаса Преображения, Николая Чудотворца), а не имуществом приходской общины. Оно принадлежало приходской церкви как корпорации, хотя часть его могла иметь специальное предназначение — служить обеспечению духовенства или, например, церковно-приходской школы.
4. Монастырь.
5. Город, подобно приходским храмам, представлял собой городские бесприходные храмы (кафедральные, кладбищенские и ружные) вместе с их духовенством.
6. Православные женские общины — институты с единоличной главой, которой являлась учредительница или начальница общины. Настоятельницы действовали с участием совета братии или сестер.
7. Епархиальное духовенство как духовная корпорация, представлявшая интересы воспитания детей в духовно-учебных заведениях, посылавшая своих депутатов на епархиальные съезды и имевшая в своей собственности епархиальные свечные заводы и денежные капиталы. Позднее наряду с епархиальным духовенством епархиальное начальство выступало как особое юридическое лицо. Согласно определению Св. Синода 1892 г. недвижимость, пожертвованная или иным способом приобретенная в пользу церковно-приходских школ всей епархии или уезда, закреплялась за епархиальным начальством с отметкой в «описях епархиального имущества». К имуществу епархиального начальства относился епархиальный дом, в котором помещались различные епархиальные учреждения. Основанием для признания «епархиального начальства» за особое юридическое лицо послужил редакционный недосмотр в ст. 698 т. X ч. 1 Свода законов, где в числе субъектов, приобретающих права на имущество, упоминаются епархиальные начальства, монастыри и церкви.
8. Духовно-учебные заведения: высшие, средние и низшие. Епархиальные женские училища, по смыслу устава этих училищ, самостоятельной юридической личности не имели, а состояли в собственности епархиального духовенства.
9. Братства, приходские попечительства и иные религиозные общества как частные корпорации.
10. Попечительства о бедных духовного звания как церковно-правительственные учреждения и разные общества для вспоможения духовенству. Они имели в большей степени сословный, чем церковный, характер.
В XIX в. была сформулирована так называемая институтная теория, согласно которой субъектом церковной собственности являются общины-корпорации и институты, подчиненные воле их учредителей. По мнению русского канониста Н.С. Суворова, «природе юридических лиц более соответствует теория общественных организаций. Юридические лица суть общественные организации или организованные соединения индивидуальных сил, состоящие из людей — физических лиц и действующие совокупными силами ввиду достижения определенной цели, превышающей силы отдельного человека... институт или может иметь корпоративную основу, или может быть лишен таковой».
Как показывает анализ советского законодательства о религиозных объединениях, при решении вопроса о правосубъектности Русской православной церкви политика Советского государства не соответствовала нормам канонического права и не учитывала сформировавшихся к этому времени внутрицерковных традиций.
Православная церковь последовательно и целенаправленно устранялась из государственной и общественной сферы жизни, подрывалась ее экономическая основа. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов декретом «О земле» установил, что все монастырские и церковные земли переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. В ходе реализации этого декрета церковь потеряла около 3 млн. десятин земли, 436 молочных ферм, 602 скотных двора.
30 октября 1917 г. декретом «О передаче жилищ в ведение городов» городские Советы, получив право муниципализировать частные домовладения, в течение 1918 г. муниципализировали 704 гостиницы и подворья, 1112 доходных домов, 277 больниц и приютов, принадлежавших учреждениям Русской православной церкви.
20 января 1918 г. декретом «О прекращении выдачи государственных средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей, законоучителей и на совершение церковных обрядов» была прекращена выдача денег из государственных средств на нужды бывшего духовного ведомства, а выплата жалования священнослужителям — с 1 марта 1918 г.
В связи с введением государственной монополии на производство свечей 7 марта 1918 г ВСНХ РСФСР национализировал все находившиеся в России свечные фабрики, в том числе и церковные1Кислицын И.М. Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях (1917-1975 гг.): Учеб, пособие по спецкурсу. Пермь, 1991. С. 10..
Эти меры привели к ликвидации большинства источников финансирования Русской православной церкви: государственные кредиты и ассигнования, отпущенные ведомству православного исповедания, были изъяты, капиталы, принадлежавшие Священному Синоду, национализированы, недвижимость отчасти муниципализирована, отчасти национализирована. Сократились поступления в общецерковную казну от приходов и монастырей, что сделало крайне затруднительным издание периодической церковной печати, финансирование духовных академий, выплату жалованья церковной иерархии.
В соответствии с законодательством Советского государства религиозные объединения не могли владеть собственностью. Все имущество существующих в России церквей и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Национализированное и муниципализированное имущество частично передавалось церкви на основе договоров безвозмездной аренды богослужебного имущества. Религиозные организации православной церкви не обладали правосубъектностью юридического лица, они формально пользовались государственным признанием и преследовались государством. Не имея прав юридического лица, религиозные общества могли заключать сделки частноправового характера, связанные с пользованием культового имущества, например договор о поставке дров, о ремонте книг и т.д. Подобные сделки не могли иметь своим содержанием «договорные отношения, хотя и связанные с культом, но преследующие цели торговые и промышленные, как-то: аренда свечных заводов, типографий для печатания религиозно — нравственных книг и т.д.» (п. 14, 15 «Инструкции о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых»).
Члены религиозного общества или их уполномоченные наравне с группами верующих могли собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом: по отоплению, охране, поддержанию его в чистоте и т.д., а также для производства работ по ремонту такового здания.
В отличие от религиозных объединений съезды религиозных обществ и избираемые съездами исполнительные органы не могли:
- устанавливать принудительные сборы;
- обладать культовым имуществом или получать его по договору;
- заключать какие бы то ни было договоры и сделки (п. 10 «Инструкции о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых»).
Исполнительные органы религиозных обществ и групп, а также религиозных съездов могли пользоваться штампами, печатями и бланками с обозначением своего наименования «исключительно по делам религиозного характера» (п. 23 постановления В ЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г.). Но эти атрибуты не свидетельствовали об идентификации религиозных объединений в качестве юридических лиц.
До середины 1930-х годов, пользуясь правом, предоставленным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г., исполнительные органы религиозных объединений (церковные советы, епархиальные управления) имели текущие счета в государственных сберкассах. 4 января 1933 г. циркулярным письмом Постоянной комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК это право было подтверждено. Типовой договор аренды молитвенного здания был дополнен условием, согласно которому денежные средства религиозные объединения обязывались хранить в государственных трудсберкассах. В декабре 1936 г. Главное управление госкредита и гострудсберкасс СССР секретной директивой отменило практику открытия текущих счетов на имя исполнительных органов религиозных объединений. Отныне банковские счета необходимо было открывать на имя одного из верующих — члена религиозного объединения, что создавало препятствия к обналичиванию денег. Так как в отдаленных селах сберкасс не было, священнику или церковному старосте приходилось после каждой службы добираться из села в районный центр, чтобы внести денежные средства в сберкассу. При ликвидации религиозного общества денежные средства перечислялись в государственный фонд на основании сообщения регистрирующего органа о ликвидации религиозного объединения. В поздней редакции постановления в случае ликвидации религиозного общества денежные средства должны были перечисляться... через главное управление гострудсберкасс для зачисления в запасной фонд сберкасс.
Право открывать текущие счета религиозными объединениями на имя своих церковных советов было восстановлено циркулярным распоряжением зампредседателя СНК СССР В. Молотова от 24 августа 1944 г. руководству Госбанка СССР об открытии текущих счетов в отделениях Госбанка СССР Московской Патриархии, ее епархиальным управлениям и церковным советам.
Не совсем верной представляется точка зрения исследователя Д.В. Поспеловского, который использует термин «урезанный статус юридического лица» применительно к Русской православной церкви начиная с февраля 1943 г. — момента, когда митр. Сергий получил письменное согласие от председателя Совнаркома СССР на открытие текущего счета. Находившиеся на счете денежные средства православная церковь могла тратить на содержание своих членов или перечислять в различные целевые фонды, но не имела права использовать их на иные общецерковные цели, что являлось значительным ограничением правомочий церкви. Юридический факт открытия Московской патриархией Русской православной церкви централизованного банковского счета отчасти свидетельствовал о ее имущественной обособленности, но не являлся доказательством предоставления Русской православной церкви статуса юридического лица.