Правовые формы отношений Советского государства и Русской Православной Церкви

Правовой статус православного духовенства в 1917-1945 гг.


Конституция РСФСР 1925 г. в ст. 69 п. «г» закрепила различие в правовом положении профессионального духовенства и остальных членов церковного сообщества (монастырских послушников, псаломщиков, членов приходских советов), которые не подпадали под ограничение в политических правах.

К служителям культов причислялись только те лица, которые входили в состав причтов и лично совершали обряды культов (епископы, священники, диаконы, раввины, муллы и т.д.); члены церковноприходских советов не относились к служителям культа, так как хотя и проживали отчасти на доходы от обслуживания храмов, но не совершали обрядов. Однако на практике к служителям культа часто относили православных псаломщиков, помогающих при богослужении, певчих и т.п.

Всесоюзная перепись населения 1926 г. отнесла служителей культов к группе лиц свободных профессий наравне с врачами, учителями, журналистами, адвокатами. По характеру занятий лица свободных профессий были близки к служащим, но по положению в занятии они могут быть отнесены к лицам наемного труда.

Распределение служителей культов по районам страны было неравномерным. Основная часть священнослужителей (78,5%) проживала в сельской местности. В Центрально-промышленном районе (ЦПР) России в 1926 г. насчитывалось 39 589 служителей культов, из них в городских поселениях 11 426 чел., в сельской местности — 28 163 чел. Среди служителей религиозных культов (по их главному занятию) православные священники и церковнослужители составляли абсолютное большинство (89%).

Сведения о плотности размещении духовенства можно получить при сопоставлении численности граждан РСФСР и численности служителей культа. На 100 жителей России имелось 0,056 служителей культов, при этом в сельской местности — 0,054, а в городских поселениях — 0,07. Эти данные подвержены значительным региональным колебаниям. К примеру, статистические данные по Центрально-промышленному району России, этому исторически православному центру европейской части России, выглядят иначе. На 100 жителей Центрально-промышленного района России в 1926 г. приходилось 0,21 служителя культа, при этом в сельской местности — 0,20, а в городских поселениях 0,23, т.е., несмотря на уход священнослужителей из города в село, их недостаток ощущался остро. В то время как по России процентное соотношение представителей духовенства и мирян в городских поселениях выше, чем в сельской местности, по ЦПР России оно приблизительно одинаковое. Это характеризует более равномерное размещение духовенства по Центрально-промышленному району России по сравнению с другими регионами страны.

Количество молитвенных зданий в РСФСР (без автономных республик) в 1926 г. равнялось 34 796, в том числе в городах — 4397 и в сельской местности — 30 3991Одинцов М.И. Государство и церковь России. XX век. С. 69.. Следовательно, на одно культовое здание в РСФСР в среднем приходилось 0,6 служителя религиозного культа. Количество православных храмов в РСФСР (без автономных республик) в 1926 г. составляло 30 263. Значит, на один православный храм в РСФСР в среднем приходилось 1,7 православного служителя культа, в том числе 1,3 священнослужителя и 0,4 церковнослужителя.

Эти данные также подвержены региональным колебаниям. Так, в 1924 г. на православную церковь в с. Ново-Покровское Тульской губ. приходилось 5 членов причта, а в 1928 г. еще больше, по Оболенскому району Тульского округа в среднем на один православный храм приходилось 4 священника и 3,4 церковнослужителя. Для сравнения: в 1917 г. в Нижегородской губ. в одном сельском православном храме служило в среднем 1,3 священнослужителя и 1,6 церковнослужителя, а в одном городском — 2,1 священнослужителя и 2,6 церковнослужителя.

По данным переписи 1926 г., соотношение православных священников к православным церковнослужителям по Центрально-промышленному району России было 3,3: 1, в то время как в 1897 г. 1,1: 1.

Число церковнослужителей на одного священнослужителя сократилось в 3 раза.

Численность прихожан в православных приходах в 1920-1930-е годы в различных районах РСФСР различается. В 1924 г. в Тульской губ. Покровский приход объединял 120 прихожан. Вычислим среднее число дворов в православном приходе Тульского округа в 1928-1929 гг., сопоставив данные тульских безбожников о размере ежегодного дохода церквей в 1108 руб. 50 коп. и сумме расходов на церковь в бюджете крестьянина. Среднее количество крестьянских дворов, содержавших приходскую церковь в 1928-1929 годы, будет равняться приблизительно 160, а количество прихожан в приходе Тульского округа — в среднем около 500 человек. В 1929 г. встречались приходы в том же Тульском округе, охватывавшие 250 дворов (т.е. примерно 750 прихожан). Впрочем, и до революции имелись приходы Русской православной церкви с тысячным населением, поэтому, в особенности, сельский священник постоянно находился в переездах между деревнями для совершения треб пасомых (освящения, крещения младенцев, соборования и др.).

Для выявления динамики количественных показателей сравним данные всесоюзных переписей 1897 и 1926 гг. о численности служителей культа, в том числе православных, в Московско-промышленном подрайоне ЦПР России в границах 1926 г.2В Московско-промышленном подрайон ЦПР России входят Владимирская, Иваново-Вознесенская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Тверская, Ярославская губернии. Иваново-Вознесенская губ. была образована 20 июня 1918 г. из отдельных районов Костромской и Владимирской губерний.. Численность служителей религиозных культов к середине 1920-х годов уменьшилась более чем в два раза, несмотря на то что монашествующие упраздненных монастырей часто устраивались служить на приход. Переписью 1926 г. не выделялось количество монашествующих. Численность священнослужителей в Московско-промышленном подрайоне сократилась в 1897-1926 гг. почти на 19%.

Наиболее быстрое сокращение рядов православного духовенства происходило в первые годы революции. Параллельно происходил отток священнослужителей из столицы в провинцию, из города в деревню, что было связано с ограничением приходского служения, прежде всего в городе. Вплоть до середины 1920-х годов обнаружилась тенденция к стабилизации и даже незначительному росту слоя православных служителей культа.

На протяжении 1920-х годов аналогичная тенденция незначительного роста числа представителей православного духовенства наблюдалась и в некоторых других регионах. Например, в Тульской губ. в 1926 г. насчитывалось 845 служителей культа, из которых 842 православных. А в 1929 г., по сведениям окружного совета СВБ, было 1502 служителя культа (789 священнослужителей, 154 дьякона, 530 псаломщиков, 5 иеромонахов, 17 сектантских дьяков, 7 раввинов, в том числе 903 православных).

Однако в целом по России наблюдается неуклонное снижение численности православного духовенства вследствие проводимой Советским государством репрессивной политики. Массовое закрытие культовых зданий, сужение сферы религиозной деятельности в конце 1920-х годов обусловили уменьшение численности духовенства в стране. 1930-е годы характеризуются усилением государственного нажима на религию и церковь в СССР. В 1930 г., по сведениям митр. Сергия (Страгородского), численность священников чуть превышала число приходов, исчислявшееся в 30 тыс. (для сравнения: в 1917 г. в 48 тыс. приходов Русской православной церкви служило более 50 тыс. священнослужителей). За 1926-1937 гг. число священнослужителей в РСФСР сократилось на 45%3Всесоюзная перепись населения 1937 года: Краткие итоги. М., 1991. С. 116. Число священников и диаконов в начале 1946 г. равнялось 9254. В 1945 г. функционировало 104 монастыря (вместе с 22 закарпатскими), в которых проживало 4632 насельника.

Приходское духовенство составляло основную часть православного духовенства и во многом определяло его облик. Неопределенность положения сельского православного клира среди других социальных групп российской деревни объяснялась его обособленностью, сохранением традиций наследственности в выборе профессии, более высоким образовательным уровнем, чем большинство сельских жителей, принадлежностью к числу ранее привилегированных сословий и лишением духовенства некоторых гражданских прав, а также низким материальным уровнем большинства сельских служителей культа и выполнением ими прежних административных и политических функций.

Isfic.Info 2006-2023