Криминологическая характеристика и профилактика проституции
Один из плодотворных аспектов рассмотрения преступности состоит в ее системном анализе, в контексте тех социальных явлений и процессов, которые воздействуют на нее и одновременно испытывают на себе ее влияние.
Безусловно, что в ряду перечисленных выше явлений, вызывающих обостренный интерес, не последнее место занимает проституция. Точное количество «особей», занимающихся этой профессией, никто не знает. Оценки же специалистов самые разнообразные, но все согласны с тем, что их много. Она все в большей степени становится профессиональной, хорошо организованной и высокодоходной сферой противоправной деятельности, контролируемой мафиозными преступными группировками.
Тяжкие нравственные, социальные, медицинские и многие иные последствия данного вида отклоняющегося поведения убедительно объясняют ту высокую степень общественной опасности, которую продуцирует своим существованием в обществе проституция.
В обиходе проституцию называют древнейшей профессией. Связано это с тем, что удовлетворение женщинами сексуальных потребностей мужчин за вознаграждение существует уже многие века и даже тысячелетия.
При этом следует сказать, что в различные эпохи — начиная с возникновения первой государственности в мире и до настоящего времени — феномен проституции никогда не оставался неизменным.
В индуистских храмах танцовщицы на территории современной Португалии, баядеры, уже в 4-3 тыс. до н.э. «отдавались» платившим храмам-половникам и брахманам-жрецам, и в данном случае, как свидетельствуют памятники истории того времени, сексуальная близость рассматривалась как суть приобщения к божеству, и главное место в этих отношениях занимала религия.
Аналогичную картину можно было наблюдать в храмах Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции. Древнего Рима. Анализ возникновения этого явления позволяет сделать вывод о том, что на первых порах античной эпохи удовлетворение женщинами сексуальных потребностей мужчин за вознаграждение не следует рассматривать как проявление собственно проституции, поскольку женщины не могли выступать в качестве полноправных контрагентов в сделках с мужчинами.
Античная эпоха сменилась эпохой Средневековья, которая была своего рода отрицанием античности, замешанном на различного рода формах господства религии.
Христианство (наиболее характерная для Европы религия) отрицательно относилось к внебрачным связям, и поэтому если на поздних этапах античности проституция как социальное явление была вполне терпимой, то в эпоху Средневековья внебрачные половые связи рассматривались как тяжкий грех. Ведь христианство «осуждает ту, которая совершила срамное дело», и требует «побить камнями до смерти у дома отца и матери».
Средневековое теократическое засилье по существу искоренило проституцию в сравнении с тем, что имело место в Древнем мире. В это время проституция как массовое явление своего распространения не получила.
В эпоху Просвещения проституция распространяется и становится относительно массовым, социальным явлением. О распространенности проституции в XVIII в. свидетельствует то, что в ряде стран в это время начинают думать о специальных мерах и программах борьбы с этим явлением. В последующие годы она приобретает все более прогрессирующие размеры.
Социальная сущность проституции заключается в том, что она существует в конкретном обществе именно в связи с определенными имманентно присущими ему свойствами, процессами, сторонами, выступающими в качестве детерминант проституции. Социальная сущность проституции состоит в том, что она есть средство удовлетворения определенного комплекса взаимосвязанных, но чаще всего разнонаправленных потребностей. Доминирующими среди них являются материальные и сексуальные.
Социальная функция проституции, ее предназначение в жизни общества состоит в том, что бы быть одним из средств (дополнительным, вспомогательным) удовлетворения названного комплекса потребностей, которые по своей сути есть некая данность, объективная реальность, существующая во все времена и у всех народов, и с нею нельзя не считаться. Есть основание полагать, что именно эта объективная и временная основа делает неизбежным существование проституции в настоящее время и на любой отдаленный период обозримого будущего.
Проституция не только социально обусловленное, но и в то же время и относительно самостоятельное явление. В этом своем последнем качестве она сама выступает в качестве причины возникновения негативных последствий, в том числе в сфере социальной и индивидуальной психологии.
Зло от проституции, по мнению известного российского криминолога Ю.М. Антоняна, состоит в том, что:
- во-первых, она наносит вред подрастающему поколению и общественной нравственности, расшатывая многие социальные институты;
- во-вторых, проституция является источником венерических заболеваний, а в последние годы и СПИДа, смертности и самоубийств;
- в-третьих, значительная часть проституток контактируют с
преступниками, а не редко и сами совершают преступления.
Рассмотрение комплекса связанных с проституцией проблем необходимо, на наш взгляд, начать с рассмотрения самого понятия «проституция». Существует множество определений понятия «проституция».
Первый организатор проституции Солон (между 640 и 635 — к. 559 до н.э.) покупал женщин и предлагал их «в общее пользование, готовых к услугам за внесение одного обола» (около 7 коп. на нынешние деньги (1913 г.)). Это старейшее определение проституции уже отмечает ее главнейшие признаки: отдача себя многим, часто меняющимся лицам («в общее пользование»), полное равнодушие к личности желающего того мужчины («готовых к услугам») и отдача себя за вознаграждение («за один обол»). Да и само слово «проститутка», предписываемое обыкновенно римлянам, встречается в уже упомянутом сообщении о первом организованном Солоном публичным доме, причем проститутки обозначаются в этом отчете как существующие в бордели для продажи (prostasai). Римское слово «prostare» — продаваться публично, проституироваться — так же как и существительное «prostitulum» — образовалось, следовательно, из слов «продажная девка» и «проститутка»1Блох И. История проституции. СПб. 1994. С. 15..
По другим данным, термин «проституция» происходит от латинского слова «prostitutio», что в переводе означает выставлять для разврата, бесчестить.
Вышедший в 1964 г. «Словарь иностранных слов» определял, что проституция — это «позорное явление в капиталистических странах, продажа женщинами своего тела с целью добыть средства к существованию».
Современное же понимание проституции может быть определено следующим образом: «проституция — это социальное явление, представляющее собой систему актов удовлетворения женщинами сексуальных потребностей мужчин за вознаграждение и с целью удовлетворения собственных материальных потребностей, а также связанное с этими актами поведение».
Хорошо известна и не требует дополнительной аргументации мысль о том, что никакое социальное явление не может существовать сколь-нибудь долго, если оно объективно не обосновано с точки зрения функциональной, т.е. не служит решению каких бы то ни было социальных задач, актуальных для общества в целом или отдельных групп населения. Более того, оно всегда возникает как ответ на появление и существование в обществе определенных потребностей и интересов. И чем дольше существует оно как социальный феномен, не просто укоренившийся в жизни, но и способный к саморазвитию, тем, значит, глубже его социальные корни, т.е. тем серьезнее и сложнее функции, которые данное явление выполняет (независимо от того, оцениваем мы их положительно или отрицательно).
В этой связи, безусловно, значительный интерес представляет исследование этой проблемы в связи с другими социальными явлениями. Необходимо отметить, что зарубежные ученые уделяют этой проблеме достойное внимание. Существуют различные направления изучения этой проблематики. Внутри криминологического и социального направления, в свою очередь, просматриваются три направления, получившие широкое распространение в специальной литературе стран Северной Европы, США, Англии: функциональное, социально-интеракционисткое и феминистское. Полагаем, что есть необходимость дать их краткую характеристику2Ананиан Л.Л. Социально-правовые исследования проблемы проституции // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1996. Вып. 9. С. 4 7..
Согласно функциональному подходу исследования проблемы (X. Бенжамин, В. Булло, Т. Кэмн и др.), проституция — это нормальный, универсальный феномен, присущий любому обществу, поскольку он в той или иной форме существовал во все времена. Это самая древняя профессия женщин, естественная, неизбежная реальность. Проституция — это явление вечное, не зависящее от общественного устройства и уровня общественного развития. Проституция, по утверждению сторонников этого направления, возникла с невозможностью удовлетворения сексуальных потребностей мужчин в пределах, установленных в обществе институтом семьи. Это необходимое дополнение к семейной жизни, ибо семья не может обеспечить всей многосторонности и разнообразия интимной жизни. Они видят прямую связь между стабильностью семейных отношений и проституцией. В обществе, где институт семьи крепкий, указывают они, существует и хорошо организованная проституция, а где институт семьи ослаблен, проституция характеризуется неопределенностью и аморфностью. Если цель общества — сохранить семью и семейные отношения, то, замечают они, необходимо принять и проституцию.
Представления функционалистов о контроле над проституцией находят выражение в следующих трех утверждениях.
Во-первых, надо исходить из того, что проституция — это нормальный, универсальный феномен, в котором к тому же общество нуждается, а следовательно, искоренение этого явления представляется нереальной целью. Жесткие меры со стороны властей, указывают они, не способны снизить уровень проституции, а приведут лишь к тому, что она станет подпольной.
Во-вторых, они полагают, что жесткий контроль над проституцией может привести к прямым негативным последствиям. Многие сторонники этого направления рассматривают проституцию как своего рода «предохранительный клапан» в обществе.
В-третьих, контроль над проституцией, согласно этой теории, должен быть направлен против негативных явлений, сопутствующих проституции, а не против самой проституции. Это может быть преступность, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания. Борьба же с этим явлением более реалистична и целесообразна. Проституция же ничего не нарушает и касается только их непосредственных участников — проституток и ее клиента.
Социально-интеракционистское направление исследований проблемы проституции (С. Айрини, Д. Грей, Р. Прусс и др.) характеризует ее как весьма относительное понятие. Феномен проституции, согласно данному направлению, — это социальная конструкция, содержание которой меняется в зависимости от времени, изменений в организации общества и многих других факторов.
Интеракционистское направление придает большое значение социальному контролю над проституцией. При этом основное внимание уделяется не столько причинам проституции или психосоциальным ее последствиям, сколько взаимодействию между субъектом контроля — власти, осуществляющей контроль, и объектом контроля — женщиной, занимающейся проституцией, а иногда и посредниками этих отношений. Основной вопрос, который ставят перед собой интеракционисты, — это не вопрос о том, почему женщина занимается проституцией, а мужчина пользуется ее услугами, а вопрос о том; почему этих женщин относят к категории проституток, а этих мужчин — к их клиентам: как определяется такой статус.
Характерной чертой этого направления является особый подход к изучению жизни проститутки как к социальной карьере. При этом сторонники интеракционизма обращаются к классической модели Гаварда Беккера, согласно которой профессиональная карьера подразделяется на три ролевые стадии: 1) начинающие проститутки; 2) случайные проститутки; 3) женщины, систематически занимающиеся проституцией.
При исследовании последней стадии особое внимание уделяется:
- социальным отношениям проституток. Сюда относятся отношения с клиентами, сутенерами и иными посредниками, другими проститутками, а также с органами полиции и социальной службы;
- отношению женщин, занимающихся проституцией, к своей работе и самой себе;
- проституции как идеологии. У проституток есть собственная профессиональная идеология (своего рода идеология защиты), которая объясняет, оправдывает и как бы узаконивает их образ жизни;
- проституции как субкультуре. Этой среде присуща своя субкультура, а именно четкая, структурированная и отличная от действующей в обществе система связей, ролей и установок.
Феминистское направление исследований проблемы проституции (А. Борг, М. Гипсон, Л. Шрейг и др.), определение проституции, ее состояние и изменение уровня связывают с изменениями общественного устройства, уровнем общественного развития и другими факторами. Большинство представителей этого направления считают, что одной из основных причин, порождающих проституцию, является неравенство полов в обществе. Торговля сексом, указывают они, всегда основывалась и основывается на спросе и предложении. Во все времена мужчина выступал в качестве покупателя, а женщина — в качестве предлагающего свои услуги. Это не случайно, ибо отражает неравноправное положение полов в обществе как в социальной, так и экономической и политической области.
Другая исходная позиция, характерная для феминистских исследований, состоит в том, что проституция является следствием или как бы отражением господствующих в обществе патриархальных взглядов на отношение между полами. Нормальные мужские сексуальные потребности в соответствии с этой теорией столь велики, что не могут быть ограничены рамками семейной жизни. Нормальные же потребности женщин в данной области полностью отрицаются и в крайнем случае могут рассматриваться как второстепенные относительно функции деторождения. Такое несоответствие приводит к тому, что некоторые женщины должны обеспечивать своими услугами мужское население. Эти женщины в отличие от «нормальных» рассматриваются как особые сексуальные существа, сексуальные особи, которые составляют темную эротическую часть представителей женского пола, часть, наиболее презираемую и деградирующую.
Сторонники феминистского подхода считают, что проституция как негативное социальное явление требует от властей серьезных и решительных мер по ее предупреждению и борьбе с ней. Однако при этом, указывают они, недопустимы крайние выводы по поводу личности женщин, занимающихся проституцией.
Объяснение поведения этих женщин якобы присущими им психическими и сексуальными отклонениями связано с серьезным риском их стигматизации как лиц, страдающих разного рода патологией, и может привести к чреватым опасным последствиям, ошибкам.
Завершая характеристику основных направлений исследования проблем проституции, необходимо отметить, что это деление весьма условно. Названные три направления исследований тесно связаны между собой, и многие их представители одновременно выступают в качестве отдельных положений разных подходов.
Знание основных положений этих направлений безусловно помогает наиболее точно и адекватно оценить состояние этой проблемы в сегодняшней России и выбрать правильное направление борьбы с ней. Ибо сложность борьбы с рассматриваемым явлением усугубляется еще и тем, что на протяжении длительного времени отечественная наука практически полностью игнорировала сам факт существования проституции в нашей стране.
Переход к рыночной экономике и построение новых экономических отношений «востребовали» проституцию и вывели ее на поверхность, и она активно заявляет о себе объявлениями в газете в замаскированной форме, открытыми и недвусмысленными вечерними звонками в гостиничных номерах, материалах в печатных изданиях, в сводках милиции, которая в очередной раз проводит операцию по «отлову ночных бабочек» в различных местах, больших и маленьких населенных пунктах.
Парадокс заключается в том, что легально она как бы не существует, хотя властные структуры и их представители знают о легальном существовании фирм по оказанию интимных услуг, но, как показывает практика, сами пользуются их услугами. Каких-либо законов, регламентирующих так называемый коммерческий секс, не существует. Общеизвестно, что данная проблема имеет не только социальный, но и медицинский характер, ибо отмечается четкая связь между проституцией и ростом венерических болезней, СПИДа. Имеет эта проблема и криминологический аспект.
Проституция хотя и не уголовно наказуемое деяние, но она нередко крепко связана с преступностью. В этом случае необходимо говорить о ряде явлений, близких к проституции и определенных в законе как преступные. Косвенно они влияют и на состояние проституции, и на эффективность борьбы с ней. Речь в первую очередь должна идти о таких составах преступления, в которых уголовная ответственность предусмотрена за действия, в той или иной мере связанные с существованием проституции (торговля людьми - ст. 127 ч. 1 УК РФ, использование рабского труда — ст. 127 ч. 2 УК РФ. заражение венерической болезнью — ст. 121 УК РФ. заражение ВИЧ-инфекцией).
Сегодня, безусловно, для многих очевидно, что проституция есть реальный способ существования немалого числа женщин, профессия, явление, оскорбляющее общественную нравственность, но, несмотря на все проклятья, практически неистребимое, все только и пытаются найти и определить пути ее ликвидации.
Однако востребованность этого вида услуг породила целую сексуальную индустрию их оказания. Так же как и на Западе, в России появились различные формы организации этой деятельности. Среди наиболее распространенных можно выделить:
- «девочки по вызову» — группа, обслуживающая преуспевающих бизнесменов и высокопоставленных чиновников и часто предлагающих не только сексуальные услуги, но и свое общество. Их контакты с клиентами обычно основаны на личных предпочтениях и связях, они редко попадают в поле зрения общественности и крайне редко правоохранительных органов. Они обычно респектабельны — это часть их имиджа и... расхода. Они довольно часто свободно владеют иностранными языками и могут сопровождать клиентов на мероприятиях, встречах, в поездах;
- девочки публичных домов и массажных кабинетов, предоставляющих услуги клиентам среднего класса. Работают в публичных домах при посредничестве сутенеров и сутенерш. Как правило, они относительно защищены, так как место работы не привлекает внимание граждан и правоохранительных органов;
- «уличные девки» — проститутки, заключающие сделки на улице и в силу этого попадающие в поле зрения общественности и вынужденные контактировать с правоохранительными органами.
По мнению специалистов, это структура в несколько измененном специфическом варианте присутствует и в России.
Важное место в организации коммерческого секса принадлежит ведущим фирмам этого процесса — сутенерам и «мамочкам». В их функции входит заключение сделки, получение денег с клиента, оплата труда девочек, обеспечивание «крыши» (защиты), решение других проблем (транспорт, правоохранительные органы, медицинское обслуживание и проч.). Чем опытнее, квалифицированнее сутенер или мамочка, тем больше число функций он (она) может выполнять и тем выше доход он (она) имеет. Обязательная функция как «мамочек», так и сутенеров-мужчин — защищать «девочек» при необходимости от правоохранительных органов. «Мамочка» или сутенер, которые не могут обеспечить такую защиту, быстро теряют «девочек» и лишаются источников дохода.
«Мамочками» становятся, как правило, женщины, которые сами работали в коммерческом сексе и в связи с выходом замуж, беременностью, рождением детей или по возрасту не могут оказывать сами сексуальные услуги. Однако, имея опыт и связи, они могут помочь молодым девушкам в поиске безопасных клиентов и защите правоохранительных органов. Она и должна изначально обладать качествами лидера и минимальной материальной базой (квартира, телефон, деньги на первичную поддержку «девочек»). В начале работы они бывают уступчивы в вопросах выхода на работу и оплаты, однако со временем становятся властными и жестокими. При невыполнении каких-либо требований они могут налагать штраф, отказавшаяся платить штраф проститутка исключается из состава группы. По мнению специалистов «мамочка» забирает у своих «девочек» до 50% суммы сделки или реально полученной от клиента платы.
Сутенеры-мужчины жестко контролируют своих «девочек», им очень трудно его сменить, перейти в другую группу. Сутенеры-мужчины рассматривают путан в основном как источник дохода. Очень часто, принимая «девочку» в группу, сутенер «проверяет» ее на профпригодность. Поскольку такая организация предполагает значительный оборот денежных средств, проституция связана с организованной преступностью и коррупцией.
Как у нас в стране, так и за рубежом иногда проституток убивают за желание прекратить занятие проституцией и вырваться из сферы бизнеса. Это чаще всего случается тогда, когда проститутка занимается этим ремеслом не в «одиночку», а ее окружают сутенеры и иные «бизнесмены» от проституции. Например, весной 1993 г., когда освободила ото льда Москва-река, в одном месте обнаружили шесть утопленниц. У всех у них были связаны руки и ноги и проломлены головы чем-то тупым и твердым. Впоследствии оказалось, что все они работали неподалеку от гостиницы «Россия», «снимали дорогих клиентов». А потом решили, что хватит. Сутенер, узнав об этом, пожаловался знакомой братве...
Кроме того, проституция очень часто связана с незаконным оборотом наркотиков. Это проявляется и в том, что, потребляя наркотики и алкоголь и попадая от них в зависимость, они крайне редко обращаются к врачам, что само по себе способствует существованию устойчивого рынка сбыта наркотических средств. Эти женщины часто становятся жертвами своих собутыльников, умирают насильственной смертью либо от алкогольного или наркотического опьянения.
Нередко проститутки и сутенеры совершают против клиентов преступления, не боясь быть разоблаченными. Клиенты, опасаясь огласки факта связи с проституткой, в большинстве случаев не заявляют в правоохранительные органы о факте совершенных в отношении них преступлений (главным образом, речь идет о кражах, вымогательстве и др.). Мотивы столь активного молчания вполне очевидны.
Проститутки наводят зачастую своих сообщников (воров, грабителей, убийц) на обеспеченных, богатых, любящих шикарно проводить время в различных увеселительных заведениях «новых русских», зная о том, что они располагают солидными денежными суммами и драгоценностями.
Часто проститутки оказываются «прикосновенными» к преступной деятельности лиц, пряча у себя награбленное и похищенное, нередко реализуя и сбывая имущество, заведомо добытое преступным путем.
Сами проститутки нередко становятся объектом интереса преступников. По материалам отдельных исследований, почти каждая четвертая проститутка подвергалась преступным посягательствам. В отношении них совершались мошенничество, изнасилования, кражи, вымогательство.
Почти никто из них в милицию не обращался из-за боязни мести, из-за нежелания «связываться» с милицией либо из-за боязни обнародовать принадлежность к профессии.
Это позволяет сделать вывод, что многие такие факты остаются латентными, да к тому же как клиенты проституток, так и сами проститутки становятся потерпевшими от преступных посягательств в силу своей повышенной виктимности. И то и другое играет на руку преступникам.
Как справедливо отмечал И.И. Карпец, «общая криминологическая характеристика проституции и ее основных взаимосвязей с преступностью, конечно, не исчерпывает проблемы, однако свидетельствует о многообразии существующих в обществе причинных связей преступности с другими социальными явлениями, близких либо дальше отстоящих от преступности». Этот вывод по-прежнему актуален. Он подтверждается и конкретными криминологическими исследованиями. Из 204 опрошенных сотрудников ОВД, знающих эту проблему по роду своей служебной деятельности, 157 (77%) ответили, что проститутки часто совершают преступления; 127 (62,3%) — отметили, что существует связь между преступниками и проституцией; 163 (79,9%) — обратили внимание на то, что проституция является фактором, активизирующим преступность. Как говорится, комментарии излишни.
Однако можно заключить, что имманентным свойством, сущностным признаком проституции ее связь с преступностью не является. Это следует из того, что связанные с преступностью проявления проституции всегда имеют место лишь в связи с конкретными условиями. которые от собственно проституции не зависят, но в которых проституция может негативно, в том числе и криминогенно, себя проявить.
В научной литературе, да и на практике проституцию часто относят к факторам как криминогенным, так и антикриминогенным.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что криминогенность проституции проявляется в следующем.
- Прежде всего есть основания полагать, что проституция является сферой повышенной виктимности как для самих проституток, так и для их клиентов. И те и другие не заинтересованы в контроле со стороны правоохранительных органов, что и вызывает повышенный интерес со стороны преступников.
- Проституция все больше и больше приобретает «статус» высокодоходного бизнеса и в связи с этим становится одной из самых стабильных статей дохода организованных преступных группировок. Не случайно законодатель криминализировал торговлю людьми, где речь идет об иных формах сексуальной эксплуатации.
- Как средство воздействия на самых «неуступчивых» с целью подчинения проституток, к ним применяется не только психическое, но и физическое воздействие, вплоть до физического устранения.
- Проституция способствует формированию криминогенных качеств личности некоторых членов общества.
Проституция выступает в качестве своего рода катализатора формирования криминогенной деформированности личности. Она проявляет себя в качестве криминогенного фактора в процессе формирования криминогенных свойств личности, причем фактора, влияние которого весьма существенно. Проституция своим существованием создает относительно обособленную сферу, являющуюся «питательной» средой для преступников.
Это подтверждается и тем, что проститутки не представляют собой совершенно однородной массы, имеющей совершенно идентичные характеристики. Чаще всего личностные свойства и качества определяют принадлежность к соответствующей категории. С учетом анализа литературы и реалий действительности можно выделить следующие самостоятельные подгруппы:
- базарные, обслуживающие торговцев на базарах (как правило, несовершеннолетние);
- транспортные, обслуживающие на стоянках «дальнобойщиков» или водителей автобусов;
- употребляющие наркотики, т.е. такие группы, где употребление наркотиков либо допустимо и принято, либо является обязательным атрибутом образа жизни;
- вокзальные, связанные с железнодорожным и автовокзалом, с привокзальными гостиницами и др.;
- мужская группа, обслуживающая обычно мужчин, реже женщин, никак не контактирующая с проститутками женского пола. Это группа использует контактный телефон или собирается в особых, не слишком людных местах, не там, где работают женщины;
- бродяжничающие, без определенного места жительства;
- подрабатывающие, имеющие определенное место работы; секс-бизнес для них — дополнительный источник дохода. Они различаются по наличию и организации групп, стоимости услуг, обслуживаемому контингенту, сексуальным пристрастиям и практикам.
Можно и нужно ли бороться с преступностью? Какой путь избрать? Призывы к установлению уголовной ответственности за проституцию есть не что иное, как отражение взгляда, согласно которому все можно запретить, за все можно установить суровые меры наказания и все исчезнет и ничего больше не будет, проституция все равно останется, только уйдет в подполье.
Да, запретить нельзя, но противостоять этому надо. Этому призвана в некоторой степени служить индивидуальная профилактика.
Объектом индивидуального предупредительного воздействия ОВД можно назвать прежде всего лиц, носителей таких качеств. Необходимо выявление лиц, со стороны которых совершение преступлений является реально возможным, и осуществление на них воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений. Направления, формы, методы такие же, что и при профилактике и предупреждении пьянства и алкоголизма.