Становление криминологии как науки. Основные направления изучения причин преступности
Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества мы находим в работах мыслителей античности. Уже Демокрит (V-IV вв. до н.э.) выводит причины преступлений из отсутствия побуждений к добродетели в силу нравственных и умственных пороков; указывает на роль воспитания для предупреждения их возникновения, так как неправильное поведение — результат незнания более правильного. Угроза же наказания хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства человеческой природы, но играет лишь вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне. Антисфен, Диоген и другие представители философской школы (V-IV вв. до н.э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями: алчностью, развратом, эгоистическим честолюбием, овладевающими человеком в силу пороков воспитания.
Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе нарушений социальных норм обосновывав Аристотель (IV в. до п. э.), видевший их причину в несоблюдении в обществе равенства и справедливости, что порождает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях: «Величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости»1Аристотель. Политика. СПб., 1911. С. 63.. Уже в работах древних философов можно обнаружить наброски, контуры идей предупреждения преступлений. Платон и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) отметили сложную связь преступности с социальными условиями жизни людей, с их нравственными и этическими свойствами, указав, что величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости.
Эпоха Возрождения и последующий период знаменательны трудами Мартина Лютера, Жана Кальвина, Джона Локка, Шарля Монтескьё, Вольтера, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо, в которых анализировались причины негативных явлений, включая преступность, роль государства и общества в их преодолении.
Представления о преступности и ее детерминантах всегда основывались главным образом на общих философских и политических идеях своего времени. Очевидно и влияние «социального заказа» на решение проблем, стоявших перед государством, обществом. В эпоху господства теологического мировоззрения, господства церкви в Средние века преступления рассматривались как проявления «злого духа», козни «нечистой силы», вселившейся в человека.
Следующий этап характеризовался тем, что идущая к власти буржуазия противопоставила теологическому мировоззрению рационально-гуманистическую концепцию общества и человека. Философы-просветители XVIII в. Шарль Монтескьё (1689-1755). Вольтер (1694-1778), Чезаре Беккариа (1738-1794) рассматривали человека как разумное, свободное от каких-либо «таинственных сил существо» и объясняли преступление внутренними качествами индивида, его «злой волей», страстями и пороками, толкающими его на совершение преступления.
Особого внимания заслуживают взгляды Чезаре Беккариа. Провозгласив, что преступник такой же человек, как и непреступник, Беккариа потребовал во имя равенства всех перед законом и судом равенства наказания. Во имя гуманности отменить смертную казнь и смягчить все наказания. Осуществить эти меры необходимо во имя справедливости суда гласного и независимого. Беккариа указывал на экономический строй общества, устарелые механизмы государственности как на основные причины преступности. Он требовал от правительства прежде всего распространения образования, развития благосостояния населения. Интересно, что известный Наказ Екатерины II от 1762 г., данный комиссии для сочинения проекта нового Уложения, содержит многочисленные выдержки из книги Беккариа. Ему принадлежит идея предупреждения преступлений: «Лучше предупредить преступление, чем наказывать за него»2См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 199..
Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825), Шарлем Фурье (1772-1837), Робертом Оуэном (1771-1858), работавшими на рубеже XVIII-XIX вв. Например, в эпоху буржуазного развития капитализма Сен-Симон связывал преступность с господством мастной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность как массовое явление. Согласно концепции Оуэна, исходные природные качества всех людей — бедных и богатых, честных и преступников — одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависят от конкретных условий их существования.
Важный вклад в развитие криминологической мысли внес Адольф Кетле (1796-1874), выдающийся бельгийский социолог, математик, астроном, метеоролог, один из создателей научной статистики. В 1835 г. он выпустил в свет научный труд «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики». В нем Кетле утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изучаться точными методами математической статистики. Впечатляющие выводы Кетле послужили серьезным стимулом к регулярным статистическим исследованиям преступности.
Криминологические теории возникновения причин преступности включают несколько направлений.
1. Антропологическое направление. Как известно, эволюционная теория видов Ч. Дарвина оказала огромное влияние на науку того времени. Основные положения его теории, особенно учение о естественном отборе, были применены для изучения развития общества. Перенесение эволюционной теории на область исследования преступности было произведено Чезаре Ломброзо (1835-1909). В своей работе «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876) он истолковал преступление и личность преступника в категории биологии и антропологии. На основе многочисленных наблюдений он объявил среди ученого мира, что преступность определяется биологическими свойствами преступника. Преступниками не становятся, а рождаются — вот главный вывод вышеуказанной теории. Причинами преступного поведения являются врожденные индивидуальные качества. По мнению Ломброзо, прирожденного преступника легко отличить по внешнему виду: у него сплющенный нос, низкий лоб, высокие скулы, огромные челюсти, выдающиеся вперед надбровные дуги, приросшие мочки ушей и т.д. Говоря языком современной биологии. Ломброзо считал, что существует специфический преступный генотип, который выражается во вполне определенном фенотипе. Он разработал таблицы признаков (стигм) прирожденного преступника, многие из которых можно выявить путем непосредственного изменения тела человека. Ломброзо, придерживаясь теории факторов и признавая наряду с «прирожденными» преступниками существование «случайных» преступников, описал также 16 факторов различного рода, влияющих на преступность. Следует отметить, что ни одно из направлений в криминологии (включая радикально-антропологическую теорию) не отрицало полностью социальных факторов, детерминантов и преступности. Сам Ломброзо уже в первом издании «Преступного человека» не обошел вниманием эти факторы.
Его друг и последователь Э. Ферри (1856-1929) в работе «Уголовная социология» (1881) систематизировал эти факторы и дал определение, которое стало классическим: «Считая, что все поступки человека являются продуктом его физиологической и психической организации и физической социальной среды, в которой он растет, я различал три категории факторов преступности: антропологические или индивидуальные, физические и социальные»3См.: Сибиряков С.Л., Заболоцкая И.Н. История криминологии: основные направления. Волгоград. 1995. С. 78.. Антропологические факторы Ферри делил на три подкласса. Первый — органическое строение преступника (аномалии черепа и мозга, татуировки и т.д.); второй — психическое строение (умственные и психические аномалии, жаргон); третий — личные признаки (возраст, пол, род занятий, образование). К физическим факторам он относил климат, метеоусловия, времена года. К социальным — плотность населения, состояние промышленности, законодательство, экономический и политический строй, общественные правы и религию. Ферри, исходя из детерминированности поведения человека биологическими факторами, отверг центральный постулат классической школы существовавшего в те времена уголовного права — принцип свободы воли как основание уголовной ответственности. Он сформулировал понятие «опасное состояние личности», т.е. возможность лица совершить преступление. Общество, по его теории, не должно наказывать преступников, а принимать к нему так называемые меры социальной защиты — лечение, изоляция, уничтожение преступников.
2. Биологическое и биосоциальное направления. Идеи Ч. Ломброзо о примате биологических факторов в ряду причин преступного поведения находят развитие в трудах его соотечественников Р. Гарофало и Э. Ферри. Кстати, Гарофало наука криминология и обязана своим названием: в 1885 г. вышла в свет его книга, которая так и называлась «Криминология». Э. Ферри вместе с австрийским юристом Ф. Листом (1851-1919) считаются основоположниками биосоциологической школы. Ферри сформулировал понятие «опасное состояние», а Франц фон Лист (кстати, он один из основателей Международного союза криминалистов) использовал в своей теории понятие «индивидуальная склонность», вкладывая в его содержание биологические особенности личности человека. Развивающаяся уголовно-антропологическая (впоследствии преобразованная в биосоциальную) школа была прямым противопоставлением классической: преступление интересовало ее не как нарушение юридической нормы, а как проявление особого состояния преступника, а наказание — как одно из средств беспрестанной и бесконечной борьбы, в которой слабый должен уступить место сильному. Учение старой, еще со времен святого Августина (354-430 гг. н.э.) школы о «свободной воле» было заменено доктриной жесткого детерминизма — место учения о виновности заняло учение об «опасном состоянии» преступника и его способности приспосабливаться к социальной среде. «Преступная личность» была ядром проблемы, на которой сосредоточилось все внимание исследователей этого направления.
Авторы биологических теорий преступности исходят из основной ломброзианской идеи и биологической аномальности преступника и, подобно Ломброзо, используют достижения современной биологии для обоснования своих воззрений. Сюда входит теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции. Это также и теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер), заключающаяся в связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения4См.: Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 24; Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 123..
Сторонники биосоциального направления — преимущественно французские, итальянские, испанские, германские и латиноамериканские ученые — считают криминологию социально-естественной (биопсихиатрической, биопсихологической) наукой.
Впоследствии данные исследования послужили возникновению так называемой хромосомной теории. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, из которых две являются половыми, у женщин хромосомы типа «XX», у мужчин — «XY». Когда в 50-х годах в США при обследовании убийц была выявлена хромосомная аномалия (у них набор составлял «XYY» — 47 хромосом), то был сделан вывод, что наличие лишней Y-хромосома определяет преступное поведение (т.е. человек с этой хромосомой более сексуален, агрессивен и т.п.).
Событием, граничащим с сенсацией, стало опубликование в 1966 г. в английском журнале «Природа» доклада криминолога П. Джекобса. В нем говорилось о генетических исследованиях, где доказывалось, что 3,5% заключенных одной из шведских тюрем обладают лишней Y-хромосомой. И именно эти люди умственно отсталые, с опасными насильственными или агрессивными наклонностями. Материал заинтересовал криминологов, и во многих странах стали проводиться сравнительные исследования.
Еще одна теория, получившая развитие в мире, — эндокринная теория преступности — связывает предрасположение индивида к совершению преступления с особенностями состояния и функционирования его эндокринной системы. Распространению подобных взглядов способствовали успехи эндокринологии, установившей, в частности, влияние желез внутренней секреции на эмоциональное поведение человека.
Среди биологических и биосоциальных криминологических концепций более популярными оказались те, которые связывают преступность не с физической, а с психической структурой человека. Особенно это относится к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (1856-1939). Фредизм рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения.
3. Социологическое направление. «Преступниками не рождаются, а становятся». В рамках данного направления были сформулированы положения о зависимости преступности от условий социальной среды, от общества, об устойчивости основных параметров преступности и о возможности ее прогнозирования в будущем. К ее предшественникам криминологическая литература относит Т. Мора, Т. Кампанеллу, Вольтера, Ж. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле, Ч. Беккариа, И. Бентама, Ж. Марата, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. При этом если примерно до второй половины XIX в. вопросами исследования преступности и ее причин занимались в основном социологи, философы, теологи, то в конце 1970-х годов XX в. в научный спор активно включились юристы. В 1885 г. французский криминолог А. Лакассань выводит свою знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает». А. Кетле утверждал, что само общество подготавливает преступление, а сам преступник есть только орудие. Повлиять на преступность можно только посредством изменения учреждений, привычек людей, их образования и т.д. Кетле для социальной жизни пытался найти точные законы, аналогичные законам механики, которые едины для всех эпох и народов. Он установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны и одни из них обусловливают другие.
Преодолеть механизм воззрений Кетле пытался французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904). Работой, окончательно утвердившей название новой самостоятельной науки, стала книга «Философия криминологии» французского ученого. Он считал основными социальными процессами в общественных отношениях конфликты, приспособления и подражание. В отличие от приверженцев теории Ломброзо с их понятием «прирожденный преступник» Тард вводит в обращение термин «привычный преступник» («Сравнительная преступность», 1886), утверждая, что низкий уровень материальной обеспеченности, культуры, образования, способствует совершению преступлений5См.: Тард Г. Сравнительная преступность. М., 1907. С. 13. Следовательно, по теории факторов, повышение материального уровня населения должно уменьшить преступность. Он также включил в социологическое понимание причин преступности такую психологическую и социально-психологическую категорию, как подражание среде общения.
Дальнейший вклад в развитие социологического направления внес выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917), который считал, что для познания преступности имеют значение не физические факторы или материальные, а социальные, такие, как продукт коллективной деятельности людей, общественное мнение, предрассудки, вера, мода. «Общество — особый социальный организм, не сводящийся к совокупности людей с их индивидуальными взглядами, наклонностями, стремлениями, а обладающее самостоятельной реальностью, например преступностью, которая существует во все эпохи, во всех цивилизациях, и являющаяся необходимом элементом любого общественного устройства6См.: Дюргейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М., 1996. С. 40.. Американский социолог Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом, и считал, что причиной отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества, с одной стороны, и созданными возможностями, средствами их достижения — стороны, т.е. любого рода противоречия в обществе вызывают социальную дезорганизацию, а с ней и преступность7См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. С. 300; Селин Т. Конфликт норм повеления // Социология преступности. М., 1966. С. 285..
Другим проявлением социологического направления криминологии является «социокультурная теория» преступности, или «теория конфликта культур», изложенная в работах американского криминолога Т. Селлина. Согласно ей, человек на протяжении своей жизни принадлежит к различным социальным группам, каждой из которых свойственна определенная субкультура, т.е. взгляды, представления. нормы поведения. Данная теория справедливо указывает на роль групповых норм в определении человеком своего поведения, но она вскрывает, чем обусловлены расхождение этих норм, конфликт групповых культур.
Антропологическое и социологическое направления сложились в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах всегда можно обнаружить проявление того или иного подхода к изучаемым объектам.