Источники информации о внешнем облике человека
Ими являются описания неизвестного субъекта во время совершаемого им преступления или скрывающегося с места происшествия, полученные от свидетелей-очевидцев; протоколы допросов лиц, знавших устанавливаемого человека; фотоальбомы, фото- и видеотеки, аккумулирующие изображения лиц, склонных к совершению преступлений; субъективные портреты, составляемые со слов лиц, видевших или знавших разыскиваемого; документы криминалистической регистрации, архивные уголовные и личные дела арестованных и осужденных, содержащие данные о признаках внешности; опознавательные фотоснимки.
Некоторую информацию о внешнем облике можно получить из рентгено- и флюорограмм, стоматологических карт, лечебной документации, содержащей, например, сведения о перенесенных хирургических операциях.
К числу источников информации о признаках внешности, весьма полно ее отображающих, относятся фотоснимки и видеозаписи. Фотографии, прежде всего изготовленные по правилам сигналитической фотосъемки, традиционно используются в учетных системах: фотоальбомы, фототеки.
Любительские и художественные фотоснимки нередко искажают существенные признаки, важные для воссоздания внешнего облика, особенно если они выполнены с техническими погрешностями (например, при недостаточном освещении) или отретушированы. Поэтому желательно иметь несколько фотоснимков, которые позволят составить адекватное представление о признаках внешности сфотографированного субъекта.
Видеокадры наиболее пригодны для изучения динамических признаков внешности, которые не отображаются на фотоснимках. В то же время по видеозаписям не всегда удается достаточно полно выявить признаки элементов лица, особенно индивидуализирующие, если изображение мелкомасштабное или недостаточно резкое.
Источниками информации о внешнем облике человека являются, кроме того, маски и слепки с погибших людей, используемые для установления их личности, а также графические и пластические реконструкции лица по черепу, выполняемые на основе методики, разработанной М.М. Герасимовым и его учениками. Методика заключается в наличии статистически установленных закономерных зависимостей между строением костей человеческого черепа, толщиной и формой покровных тканей головы и лица.
Однако реконструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отражаются многие признаки внешности, используемые в качестве идентификационных (например, строение ушных раковин, конфигурация каймы губ, форма кончика носа, контуры бровей, волосистой части головы и пр.), поэтому реконструкция является отображением субъективным, хотя ее основой служит такой объективный носитель информации о признаках внешности, как череп.
Наиболее часто встречаются описания признаков внешности, применяемые в ходе раскрытия и расследования преступлений. Принято разграничивать описание, непосредственно фиксирующее воспринимаемые признаки и опосредованное, которое составляется со слов очевидца. И то, и другое должно быть упорядоченным, то есть базироваться на унифицированной терминологии. В его основе — метод словесного портрета, в соответствии с которым описание производится по определенным правилам.
Описание построено на мысленном образе человека, которого наблюдал очевидец. Образ этот со временем утрачивает свою полноту, иногда искажается под влиянием условий его восприятия и сохранения. Такие описания часто имеются в протоколах допросов, причем в формулировках допрашиваемого, а не в терминах словесного портрета, которые не всегда понятны очевидцу.
Поэтому при допросах, уточняя показания, полезно использовать наглядные пособия, представляющие собой комплекты фотоснимков людей с различной внешностью, а также схемы, иллюстрирующие части, детали одежды, обуви и носимых вещей. Упорядоченные описания обычно содержатся в регистрационно-учетных документах и даются в терминологии словесного портрета.
Наглядное представление о признаках внешности, содержащихся в мысленном образе, позволяет сформировать так называемый субъективный портрет, под которым понимается изображение лица, в достаточной степени соответствующее представлению очевидца о внешности неизвестного с помощью специальных методик и необходимых технических средств. В современной криминалистической практике чаще других используются рисованные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные субъективные портреты.
В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые про-фессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в специальные комплекты.
Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.
Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в криминалистическую практику персональных компьютеров позволило автоматизировать поиск изображений в комплектах и монтаж портретов. Разработаны специальные компьютерные системы, широко применяемые для изготовления субъективных портретов.