Интеллектуальная собственность (исключительные права) и ноу-хау в зарубежных странах
Первые нормы по охране результатов интеллектуальной деятельности стали поваляться в национальных законодательствах начиная с XV в. (в законе Венеции 1474 г. содержится упоминание об охране изобретений).
Что касается термина «интеллектуальная собственность», то он стал употребляться теоретиками — юристами и экономистами — в XVIII и XIX вв., а свое легальное закрепление получил в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г., а затем был уточнен во Всемирной декларации ВОИС по интеллектуальной собственности 2000 г.
Согласно ст. 2 Конвенции 1967 г. интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Всемирная декларация по интеллектуальной собственности была принята ВОИС в 2000 г. В данной Декларации термин «интеллектуальная собственность» означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающую охраны, включая, но, не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями.
В целом интеллектуальную собственность можно условно разделить на два института — авторское право и патентное право.
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.
Особенность авторского права, которая признается всеми зарубежными правовыми системами, заключается в нематериальном характере его объектов, являющихся результатом интеллектуального творчества. Понимание необходимости разработать особый режим для таких объектов является общим для всех национальных правовых систем. При этом между правовыми семьями имеется существенное расхождение применительно к подходам к решению этой задачи, в частности по вопросу наделения автора различным набором субъективных правомочий.
Страны, относящиеся к романо-германской правовой семье, придерживаются концепции естественных прав, согласно которой авторское право рассматривается как «прирожденное, естественное и священное» право человека на результаты его творческой деятельности. Именно поэтому (и лишь постольку, поскольку за ним признаны так называемые «моральные», личные неимущественные права) субъект авторского права наделяется исключительным правом использовать свое произведение и извлекать выгоды из его использования.
Страны англосаксонской правовой семьи более прагматично подходят к трактовке авторского права, рассматривая его как разновидность права собственности.
Законодательство об авторском праве большинства стран обычно состоит из основного закона, из специальных законов (например, о средствах массовой информации, о фотографических произведениях), а также из подзаконных актов.
Например, в ФРГ вопросы авторского права регулируются следующими основными законодательными актами: Законом об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г.; Законом об управлении авторскими правами от 9 сентября 1965 г.; Законом об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г.; Законом о праве на издание 1901 г.
Во Франции основным законом об авторском праве является кодекс интеллектуальной собственности 1992 г. Особую роль в развитии авторского права в этой стране играет судебная практика. Многие правовые решения сложились здесь вначале на правоприменительном уровне и лишь затем были закреплены в нормативных актах.
В Великобритании в 1988 г. принят Закон об авторском праве, патентах и промышленных образцах. В 1992 г. был принят специальный акт об авторских правах (компьютерные программы), имплементирующий Директиву 91/250/ЕЭС от 14 мая 1991 г. «О правовой охране компьютерных программ».
В США авторские отношения регулируются федеральным законодательством, в частности Законом об авторском праве 1976 г. Принятый в 1990 г. в связи с присоединением США к Бернской конвенции Закон о правах авторов произведений изобразительного искусства носил революционный характер: впервые в американское авторское право было введено понятие «моральные права» автора. Кроме того, существенное значение имеет принятый в 1999 г. Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии (Digital Millennium Copyright Act).
Применительно к данной области огромное влияние оказало и продолжает оказывать международно-правовое регулирование. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., валяющаяся старейшим международным договором, образует фундамент международной системы охраны авторских прав.
Самая заметная региональная унификация авторского права осуществлялась в рамках Европейского Союза. Принятые в 90-х годах XX в. директивы о компьютерных программах, базах данных, спутниковой связи, сдаче в прокат, гармонизации срока охраны авторского права, а также Директива 2001 г. о защите размешенных в Интернете музыкальных, литературных произведений и кинофильмов (Директива о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе) призваны значительно сблизить внутреннее законодательство стран — участниц ЕС.
Особенность последнего периода международно-правовой унификации авторского права состоит в попытках найти надлежащие способы регулирования отношений, связанных с развитием цифровых технологий, а также эффективные средства защиты имущественных прав. Эту задачу призваны решить соответственно принятый Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. (интернет-договор ВОИС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г.
Объекты авторского права. В соответствии со ст. 2 Бернской конвенции объектом авторского права являются «литературные и художественные произведения», т.е. «любая продукция в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения». На законодательном уровне отсутствует определение понятия охраноспособного произведения, устанавливаются критерии охраноспособности.
По общему правилу охрана предоставляется лишь таким произведениям, которые являются результатом интеллектуальной и. более того, творческой деятельности. Так, во Франции охраняются «интеллектуальные произведения»; в США — «авторские произведения»; в Италии — «интеллектуальные произведения творческого характера»; в Японии — произведения, в которых «мысли и чувства выражены творческим образом».
В англо-американском праве применяется критерий оригинальности. Оригинальное произведение является новым в отношении формы своего выражения и не должно обладать объективной новизной содержания. При квалификации произведений в качестве оригинальных не придается юридического значения их художественным качествам и достоинству. Степень требуемой для предоставления авторско-правовой охраны оригинальности отнесена на усмотрение суда. В англо-американской и континентальной правовых системах она различна. Французские суды придерживаются весьма строгих критериев, требуя от произведения, чтобы оно было отражением неповторимой индивидуальности автора, т.е. уникальным. Несколько упрощены в этом отношении требования швейцарских и германских судов. Первые толкуют выражение индивидуальности как выражение новой идеи либо как новое выражение старой идеи. Вторые предоставляют охрану в зависимости от степени приложенных автором творческих усилий.
Критерии, которыми руководствуются на этот счет англо-американские суды, приведены ниже. Решающим при рассмотрении подобного рода дел признается такой фактор, как наличие минимальных интеллектуальных усилий.
Кроме оригинальности охраняемые авторским правом произведения должны иметь объективную форму выражения. В законодательном порядке это прямо закреплено лишь в США («Авторским правом... охраняются оригинальные авторские произведения, зафиксированные в любой осязаемой форме, которая известна в настоящее время или будет открыта впоследствии, которая позволяет воспринимать, воспроизводить или сообщать произведения другим лицам как непосредственно, так и с помощью какого-либо механизма или устройства... Авторско-правовая охрана оригинального авторского произведения ни в коем случае не распространяется на какую-либо идею, методику, процесс, систему, способ действия, понятие, принцип или открытие, независимо от формы, в которой они описаны, объяснены, проиллюстрированы или воплощены в данном произведении» — § 102 Закона).
Правовая охрана произведений в подавляющем большинстве стран не связывается с выполнением каких-либо формальных требований, поскольку авторское право на произведение возникает в силу самого факта создания произведения. Между тем в ряде стран осуществляется специальная регистрация произведений, а также объектов смежных прав, при этом она обычно осуществляется посредством депонирования копии произведения и с уплатой регистрационных пошлин (лишь в некоторых странах регистрация бесплатна, например в Колумбии). Регистрирующий орган выдает автору свидетельство. Подобная регистрация существенно облегчает судебную защиту прав авторов произведений. Регистрация имеет также целью установление начала срока действия авторско-правовой охраны для произведений, выпущенных в свет анонимно или под псевдонимом (ФРГ).
Регистрация в подавляющем большинстве стран осуществляется централизованно, подобные функции возложены на учреждения, подведомственные органам исполнительной власти: например, в США — Бюро авторских прав (Copyright Office), представляющее собой Департамент библиотеки Конгресса США; в Канаде — Ведомство по авторскому праву, находящееся в системе Патентного ведомства; в Аргентине — Национальный директорат по авторскому праву, подчиненный Министерству юстиции. В некоторых странах регистрационные системы децентрализованы: например, в Испании помимо Общего реестра действуют территориальные реестры.
Сроки регистрации в разных странах заметно различаются: от двух до четырех недель (Канада Германия, Япония) до шести месяцев (Испания); в Венгрии — в день обращения в регистрирующий орган, т.е. в общества по коллективному управлению правами.
Регистрация договоров о передаче прав в большинстве стран носит добровольный характер, и лишь в некоторых странах такая регистрация обязательна (Мексика, Колумбия).
Сведения о зарегистрированных произведениях (вид произведения, его название, имя автора и др.) носят публичный характер, т.е. в большинстве стран они доступны третьим лицам. Что касается вопроса о доступе к копиям зарегистрированных произведений, то в разных странах он решается неодинаково: в Аргентине такой доступ возможен любому заинтересованному лицу, но только к опубликованному произведению; в США заинтересованные лица могут знакомиться с копией произведения только под наблюдением штатных сотрудников Бюро авторских прав; в Испании доступ возможен лишь для правообладателей.
Практически во всех странах законодательство содержит перечни охраняемых произведений, которые позволяют отнести произведение к конкретной охраняемой категории объектов, поскольку на разные категории таких объектов распространяются разные правовые режимы (особые условия возникновения правовой охраны, сроки действия такой охраны и пр.). Законодательство ряда стран (например, США, Франция, Германия, Швейцария, Япония) выделяет произведения первоначальные (независимые) и производные (зависимые).
Первоначальные произведения характеризуются тем, что они не затрагивают авторских прав других лиц, в силу чего могут использоваться без разрешения со стороны этих лиц. Производные произведения могут использоваться лишь с учетом авторских прав владельцев того материала, который включен в эти произведения.
К первоначальным произведениям относятся письменные произведения науки, литературы и искусства (книги, брошюры и пр.); устные произведения — лекции, проповеди, выступления, речи; драматические и музыкально-драматические произведения; произведения хореографии и пантомимы, указания о постановке которых зафиксированы письменно или каким-либо иным образом; музыкальные композиции со словами или без них; произведения графики, живописи, архитектуры, скульптуры; фотографические произведения; географические карты, планы, эскизы, пластические работы, относящиеся к географии, топографии, архитектуре и т.д.; аудиовизуальные произведения.
К производным произведениям относятся переводы, музыкальные обработки, переработки в сценические произведения при условии, что подборка и расположение материала в них являются оригинальными. В рамках этого круга объектов законодательства некоторых стран указывают на составные произведения, к каковым относятся сборники, энциклопедии, антологии и т.п.
В законодательствах некоторых стран содержится деление произведений на зафиксированные и незафиксированные, при этом к последним относится большинство устных произведений, что согласуется с п. 2 ст. 1 Бернской конвенции, устанавливающей право государств определять случаи неохраноспособности произведений, не выраженных в материальной форме. В США устным произведениям не предоставляется авторско-правовая охрана.
Перечень охраняемых категорий произведения по законодательству практически всех стран не является исчерпывающим, что позволяет включать в сферу охраны и такие произведения, которые хотя и не указаны в законе, но соответствуют всем требованиям, предъявляемым к произведениям законом и судебной практикой.
Определенные категории объектов исключены из сферы авторско-правовой охраны либо в силу прямого указания законов (США, Германия, Швейцария, Япония), либо в соответствии с устойчивой судебной практикой и доктриной (Великобритания, Франция):
- информационные сообщения и материалы (факты), идеи, методы, процессы;
- законы, инструкции, официальные декреты и оповещения, судебные решения (подобные документы исходят от государственного органа и выражают не индивидуальную, а общую волю).
Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Субъекты подразделяются на первоначальные и производные в зависимости от юридического факта, послужившего основанием для возникновения авторских прав.
Первоначальным субъектом авторского права, который наделен исключительными правами в отношении своего произведения с момента его создания, считается автор, т.е. физическое лицо, так как только он способен на творчество. В ряде стран авторство признается за нетворческими субъектами — продюсерами, издательствами, теле- и радиокомпаниями, заказчиками, работодателями, университетами и др. Подобный подход свойствен странам англо-американского права. В Великобритании и США юридические лица признаются авторами произведений, созданных их служащими при выполнении служебных обязанностей («служебных произведений»), в Великобритании автором произведений, впервые опубликованных государством или под его руководством, считается государство.
В некоторых случаях подобная подмена творческого субъекта нетворческим в кругу первичных обладателей авторских прав наблюдается в странах континентальной системы права. Например, автором произведения, созданного служащим в ходе работы по трудовому договору, считается в праве Нидерландов работодатель; автором программ для ЭВМ в праве Франции — заказчик, автором изобразительных и фотопроизведений в праве Германии — заказчик; автором «коллективного произведения» в праве Франции — юридическое лицо, которое впервые довело это произведение до всеобщего сведения. В Швейцарии издатель может быть признан автором произведения, если именно он высказал общую идею произведения при его создании.
В сфере интеллектуальной собственности нередки случаи соавторства, когда произведение создается в результате творческого труда нескольких лиц. В результате этого на практике встают вопросы о соотношении авторских правомочий различных правообладателей.
Законодательство большинства стран выделяет два вида соавторства: нераздельное и раздельное. Если выделение творческого вклада невозможно, имеет место нераздельное соавторство (в праве Франции используется термин «авторство на совместное произведение») и соавторы осуществляют свои права по общему согласию. Если же творческий вклад каждого из соавторов может быть определен — налицо раздельное соавторство. В таком случае авторство в отношении частей произведения сохраняется за лицами, создавшими их творческим путем.
Для производных субъектов авторского права круг юридических фактов, приводящих к возникновению прав в отношении произведения, отличается многообразием — переход авторских прав по наследству, по договору, в результате создания служебных произведений и др. Производные субъекты обладают лишь совокупностью имущественных авторских прав, а личные неимущественные права всегда принадлежат автору, включая случаи уступки им исключительных прав на использование произведения.
Субъективные авторские права. Авторам произведений и иным правообладателям принадлежат исключительные права на них, т.е. комплекс правомочий, которые именуются субъективными авторскими правами. Авторские правомочия подразделяются на личные неимущественные (моральные) права и имущественные права. Такое деление авторских правомочий характерно для законодательства стран континентальной Европы.
Сугубо дуалистическая концепция авторского права характерна для французского и швейцарского права. Автор пользуется неограниченным во времени, неотделимым и неотчуждаемым правом, связанным с его личностью, а также правами, охраняющими его имущественные интересы. Даже в тех национальных правовых системах, которые придерживаются монистической концепции авторского права (Германия, Нидерланды) и рассматривают авторское право как единое, все же признается, что такое нераздельное право предоставляет автору выгоды как имущественного, так и неимущественного характера
В авторском праве стран англо-американской системы долгое время (до присоединения к Бернской конвенции) «моральные» права за авторами не признавались вовсе. Тем не менее право авторства, право на неприкосновенность и прочие правомочия такого рода получали правовую охрану. Они защищались на основе наложений гражданского, а также уголовного права (нормами договорного права нормами о диффамации, о пресечении недобросовестной конкуренции и др.).
Наиболее полный перечень «моральных» прав автора содержится в праве стран континентальной Европы. Это право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, право на неприкосновенность произведения и право на отзыв.
Право авторства является ключевым правом, из которого вытекают все другие права в отношении не только личности автора, но и результата его творческой деятельности. Содержанием данного права является юридически обеспеченная возможность лица быть признанным автором своего творения, а также требовать признания этого факта от других лиц. Из этого правомочия вытекает более частное правомочие — право на имя. Оно означает право автора требовать указания своего имени во всех случаях использования его произведения, причем указания в той форме, которую он изберет по собственному усмотрению: под собственным именем, под псевдонимом или анонимно. Два указанных правомочия бессрочны и неотчуждаемы. После смерти автора к наследникам переходят не сами эти права, а право на их защиту.
Право на обнародование произведения (по терминологии французского Кодекса — «право на выпуск произведения в свет») состоит в том, что только автор решает, раскрыть свое произведение, сделать его доступным для неопределенного круга лиц либо, напротив, сохранить произведение в тайне, запретить любые действия, делающие произведение доступным. Данное право также включает возможность определить способ и условия такого раскрытия. Обнародование произведения является юридическим фактом, с которым связываются имущественные права автора, а также возможности ограничений прав автора (так называемое свободное использование произведений). Будучи личным, право опубликования на практике не всегда является неотчуждаемым. Например, право Германии допускает уступку автором права на опубликование иному лицу, выстраивая фикцию уступки имущественного права (права на возмещение ущерба, который был бы причинен автору в будущем в связи с нарушением данного права).
Право на отзыв произведения означает признание за автором возможности после уступки им прав на использование в любое время отказаться от принятого им решения об опубликовании произведения, а если оно уже опубликовано — от дальнейшего его распространения. В подобных ситуациях налицо конфликт неимущественного авторского права с имущественными правами пользователя, а иногда и с правом собственности приобретателя материальных носителей, на которых зафиксировано произведение. В решении этого вопроса образовалось два подхода — либеральный и ограничительный.
Законодательство стран с либеральным подходом допускает отзыв произведения без установления причин для этого, число таких стран невелико (Франция, Португалия, Бразилия, Сальвадор). При ограничительном подходе производится судебная оценка приводимых автором причин отзыва произведения: например, по законодательству Италии требуется доказать, что речь идет о «серьезных причинах морального плана», а по законодательству Испании — что произошли изменения «творческих взглядов» или «моральных убеждений» автора; законодательство Германии в качестве условия отзыва требует доказательств того, что произведение «перестало соответствовать взглядам автора». Для недопущения злоупотребления автором правом на отзыв установлено, что, если автор после отзыва все же решил его обнародовать, приоритет в использовании произведения принадлежит первоначальному контрагенту и на прежних условиях. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе за свой счет изъять изготовленные экземпляры произведения.
Право на неприкосновенность произведения (в Кодексе Франции используется термин «уважение произведения») состоит в том, что при любом способе использования произведения никто не может без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведение (в том числе снабжать его предисловием, послесловием, комментариями, иного рода пояснениями, а также иллюстрациями), в его название, а также в обозначение имени автора. Законы отдельных стран рассматривают нарушение права на неприкосновенность произведения как нанесение ущерба чести, репутации и достоинству автора (например, Германия, Канада, Швеция, Великобритания, Италия), в других странах прямо запрещаются любые изменения (Франция, Швейцария, Бельгия, Япония, Аргентина). Вместе с тем в отдельных странах реализация данного права ограничивается. По законодательству Германии в произведение могут быть внесены изменения, в которых автор «по доброй совести» не может отказать (это возлагает на автора бремя доказывания неприемлемости изменений).
Право автора на внесение изменений в произведение закреплено законодательством ряда стран континентальной Европы (Германия, Франция, Италия). Законодательство большинства стран устанавливает возможность внесения изменений лишь в процессе подготовки издания и при условии, что изменения не затронут первоначального замысла и характера произведения. Поскольку речь идет о коммерческом использовании произведения, реализация названного права автора и здесь сбалансирована его обязанностью возместить непредвиденные расходы, понесенные пользователем в связи с этим.
Право доступа принадлежит прежде всего авторам произведений изобразительного искусства (хотя это может касаться и произведений. существующих в единственном экземпляре, например рукопись) и состоит в том, что автор произведения вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставить возможность автору воспроизводить произведение. Собственник оригинала произведения не должен препятствовать автору в осуществлении доступа, но расходы по осуществлению доступа несет автор.
Что касается англо-американской правовой системы, то «моральные» права появились в ней в качестве авторских прав недавно, и перечень их по сравнению с континентальным правом значительно сужен.
В американском Законе о правах авторов произведений изобразительного искусства 1990 г. предусмотрены право авторства и право на неприкосновенность. Данные моральные права, что напрямую вытекает из названия закона, закрепляются лишь за авторами картин, рисунков, скульптур и фотографий. При этом срок действия указанных неимущественных прав составляет лишь период жизни автора.
Имущественные права автора представляют собой исключительные права на использование произведения любым способом и в любой форме.
Условно все имущественные авторские права можно разделить на две группы. В первую входят имущественные права, связанные с созданием материальных экземпляров произведения (копированием). Это право на воспроизведение, право на распространение. Вторая группа объединяет права, не связанные с созданием материального носителя произведения, — право на сообщение произведения для всеобщего сведения, право на публичное представление (исполнение, показ).
Право на воспроизведение представляет собой право фиксировать произведение в материальной форме любым способом, позволяющим опосредованно доводить произведение до сведения публики.
Одновременно с этим существует право на переработку, или создание производных произведений (компиляций, переводов, адаптаций).
Право на распространение означает право доводить до сведения неопределенного круга лиц материальные носители (экземпляры, копии) произведения путем продажи, проката или иным способом. Законы США, Англии, Германии, Швейцарии прямо называют такое право. В ФРГ оно дополняется еще правом на публичный показ произведения. В голландском законе данное правомочие охватывается более широким понятием — «доведение до всеобщего сведения».
Непосредственное, прямое доведение произведения до публики может осуществляться посредством публичного чтения, публичного исполнения музыкального произведения, публичного представления драматического произведения, публичного просмотра, радио- и телетрансляции. В Законе Швейцарии данное право сформулировано путем перечисления вышеуказанных конкретных правомочий. В странах англо-американской системы закреплены «право на публичное исполнение» (США) и «право на публичное представление и исполнение», а также «право на передачу по радио и телевидению» (Англия).
В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов законы ряда стран устанавливают для авторов названных объектов, а после их смерти — для правопреемников авторов так называемое право следования, состоящее в том. что в случае публичной перепродажи произведения по цене, превышающей предыдущую (на величину, установленную законом), автор вправе получить от продавца вознаграждение в виде процентов от перепродажной цены (например, 3% — во Франции и Испании, 5 — в Германии, от 2 до 6 — в Бельгии, 6% — в Португалии). Директива 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. о праве следования в пользу авторов оригинальных произведений искусства имеет целью сделать названное право обязательным в рамках гармонизации соответствующего законодательства стран — участниц ЕС.
Имущественные права автора на произведения науки, литературы и искусства действуют в течение определенного срока, за пределами которого произведение становится общественным достоянием, т.е. может свободно использоваться третьими лицами. Законодательство всех стран устанавливает общий срок охраны авторского права и специальные сроки, применяемые в особых случаях или к отдельным видам произведений. Общий срок охраны авторского права составляет продолжительность всей жизни автора плюс законодательно установленное число полных лет после его смерти (post mortem auctoris) либо после смерти последнего, пережившего других соавтора. Срок post mortem исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора (либо последнего из соавторов), и соответственно истекает в последний день соответствующего года. Этот срок в большинстве стран в соответствии со ст. 7 Бернской конвенции и ст. 9 ТРИПС составляет 50 лет; в ряде стран установлены другие сроки — либо менее 50 лет (например, 25 лет — в Индонезии, Алжире, Кубе, Польше; 30 лет — в Иране, Иордании), либо более 50 лет (например, 60 лет — в Испании, Бразилии; 70 лет — в Германии, Франции (для музыкальных произведений), Аварии, Бельгии; 75 лет — в Мексике; 99 лет — в Кот-д’Ивуар). В соответствии с Директивой Совета ЕС от 29 октября 1993 г. «О гармонизации сроков правовой охраны авторского права и некоторых смежных прав» срок охраны авторского права не должен истекать ранее чем через 70 лет после смерти автора а в случаях соавторства — после смерти последнего из соавторов.
Для ряда произведений — аудиовизуальных, программ для ЭВМ, фотографий, произведений прикладного искусства, опубликованных под псевдонимом или анонимно, — устанавливаются специальные сроки. Так, авторское право на произведение, опубликованное под псевдонимом или анонимно, по законодательству Франции и Великобритании охраняется в течение 50 лет после публикации, в Германии и Швейцарии — в течение 70 лет, в США — в течение 75 лет после опубликования произведения или 100 лет со времени создания произведения.
Ограничения авторских прав. Законодательство зарубежных стран прямо устанавливает отдельные изъятия из сферы исключительных имущественных прав автора, так называемые случаи свободного использования произведений, т.е. без согласия автора или других правообладателей. По общему правилу такое использование производится без выплаты возмещения, но в некоторых случаях законы предусматривают обязанность выплаты и определения размера такого возмещения (например, по швейцарскому законодательству воспроизведение произведения в образовательных целях возможно лишь при условии выплаты автору вознаграждения). Все виды свободного использования ограничивают лишь имущественные, но не моральные права автора. При использовании должно указываться имя автора.
Национальные расхождения носят характер частных различий в перечнях ограничений авторского права, а также в условиях применения того или иного конкретного законодательного ограничения.
В доктрине и практике зарубежных государств принято классифицировать случаи свободного использования с точки зрения их целей и возмездности. Первая их группа известна под условным названием случаев «добросовестного использования» (fairuse), на основании которых разрешается использовать произведение без согласия автора и, в большинстве случаев, без выплаты ему денежного вознаграждения в общеполезных, гуманитарных и личных целях.
Круг случаев «добросовестного использования» частично очерчен в ст. 10 и 10 bis Бернской конвенции и включает в себя:
- использование охраняемого произведения в личных целях, в том числе в кругу семьи или ином узком кругу без извлечения прибыли (например, просмотр кинофильма, снятие копий с применением средств репродуцирования);
- краткое цитирование произведений в критических и исследовательских целях (в объеме, оправданном такими целями);
- обзор произведений в периодической печати;
- иное использование в информационных целях, в частности, сообщение по радио и телевидению, распространение материалов на текущие политические и экономические темы;
- использование произведений в интересах правосудия и в процессе осуществления иными государственными органами своей деятельности;
- использование произведений в целях образования, а в Германии также в религиозных целях, в частности копирование отрывков произведений, включение отрывков произведений в учебники и хрестоматии;
- изготовление небольшого количества экземпляров произведений в интересах библиотек и архивов;
- адаптация произведений для лиц, имеющих физические недостатки.
При оценке конкретных ситуаций судебной практикой США разработаны вошедшие впоследствии в § 107 Закона 1976 г. критерии, с помощью которых действия могут быть квалифицированы как случаи fairuse: (а) вид и характер произведения; (б) объем использования (строго для определенной цели); (в) цели использования; (г) степень последующего влияния использования на рынок сбыта.
Вторая группа случаев свободного использования — это так называемое принудительное лицензирование, предполагающее использование произведения без согласия правообладателя, но при условии выплаты ему вознаграждения. Законодательством ряда стран предусмотрен режим принудительных лицензий в отношении использования музыкального произведения (в том числе с текстом) для изготовления звукозаписей (Германия, Швейцария, Великобритания и др.). Германский закон устанавливает, что если автор музыкального произведения или связанного с ним текста дал разрешение на изготовление и распространение звукозаписей этого произведения в коммерческих целях, то он обязан дать такое же разрешение любому другому изготовителю звукозаписей. Аналогично решен вопрос о принудительных лицензиях в законодательстве США, где без согласия правообладателя может осуществляться ретрансляция радио- и телевизионных передач при определенных условиях. Если такая ретрансляция производится посредством кабельной системы, то ее собственник должен уплачивать в Бюро по авторским правам определенный процент от тех сумм, которые он получает от пользователей кабельной системы.
Передача авторских прав и их защита. Законодательства всех стран предусматривают передачу авторских прав по договору с автором произведения либо переход этих прав по наследству. Основные ограничения на передачу автором своих правомочий по договору касаются вида передаваемых прав. Авторское право государств континентальной Европы отрицает возможность передачи моральных прав.
При уступке исключительного права передается весь объем прав по использованию произведения, и при этом они прекращаются у самого автора. Если же автор передаст пользователю право использовать произведение определенным способом в течение определенного срока, не лишая себя титула обладателя исключительных прав (например, оставляя за собой возможность предоставить право на аналогичное использование другим лицам), то имеет место простая (неисключительная) лицензия.
Как исключительное право авторское право характеризуется неопределенным кругом обязанных лиц. Любое действие, относящееся к сфере авторских правомочий и совершенное иным, чем автор, лицом без разрешения автора и без прямо оговоренных в законе оснований (случаев «свободного использования»), считается нарушением авторских прав.
Защита авторских прав осуществляется различными способами в случаях нарушений этих прав. Наиболее распространенным нарушением моральных прав является присвоение чужого авторства (плагиат); нарушение имущественных прав (контрафакция) имеет место при незаконном (бездоговорном) воспроизведении или распространении произведения. Нередко нарушаются сразу имущественные и неимущественные права: так, плагиат может иметь целью присвоение доходов от использования чужого произведения.
Защита авторских прав может осуществляться гражданско-правовыми, административно-правовыми и уголовно-правовыми мерами.
Гражданско-правовая ответственность выступает преимущественно в виде возмещения убытков либо в виде компенсации, а также возмещения морального вреда; в дополнение к любой из этих мер могут предусматриваться конфискация и уничтожение контрафактных изделий. Административно-правовые санкции состоят, например, в аресте контрафактных экземпляров произведения. Уголовно-правовая ответственность предусмотрена за умышленное нарушение авторских прав, повлекшее извлечение нарушителем доходов в значительных размерах: уголовно-правовые санкции состоят в штрафах (например, в США — до 500 тыс. долл.) и лишении свободы (например, в США и ФРГ — сроком до 5 лет).
Патентное право регулирует широкий круг отношений по созданию, оформлению и использованию объектов промышленной собственности — изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков и обозначений происхождения товаров.
Источники патентного права. В большинстве зарубежных государств действует специальное патентное законодательство. В Англии это Патентный закон 1977 г., в Германии — Патентный закон 1980 г., во Франции — Кодекс промышленной собственности, в США — книга 35 Свода законов.
Все указанные акты имеют достаточно схожую структуру и регулируют такие вопросы, как определение условий, при которых изобретение признается патентоспособным, указанием объектов.
которые не могут быть патентоспособны, определение субъектов, которые могут обращаться за получением патента, описание процесса обращения за получением патента и действий патентообладателя по поддержанию в последующем патента в силе.
Среди международно-правовых актов по вопросам охраны промышленной собственности особое значение имеет Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Данный международный договор установил национальный режим, в соответствии с которым гражданам других стран-участниц предоставляется во всех странах Конвенции такая же охрана, какая обеспечивается своим собственным гражданам. Также Конвенция послужила основанием возникновения института патентного приоритета сроком в один год — для патентов на изобретения и для полезных моделей и шесть месяцев — для промышленных образцов и товарных знаков. Таким образом, заявитель получал приоритет во всех странах — участницах Конвенции с даты подачи первой заявки в любой из этих стран. Конвенцией устанавливается принцип независимости патентов на одно изобретение, полученных в разных странах (отмена патента в одной стране не означает недействительности патента в других странах). Кроме того, изобретатель получил право быть названным в качестве такового в патенте.
Значительную роль в упрощении процедур подачи заявки на выдачу патента сыграл Договор о патентной кооперации (РСТ), подписанный в 1970 г.
В странах Европейского Союза вопросам патентной охраны уделяется существенное внимание. В 1973 г. была принята Конвенция о выдаче европейских патентов (ЕРС), на основании которой было создано Европейское патентное ведомство. С принятием этого международного договора возникла система так называемого европейского патента. Единый патент как таковой не был создан, но у заявителей появилась возможность испрашивать охрану во всех странах — участницах Конвенции путем направления единой заявки либо в Европейское патентное ведомство, либо в национальное патентное ведомство государства-участника.