Суд
Сторонами в процессе могли быть все: монахи, холопы, несовершеннолетние; не могут искать люди, обвиненные в крамоле и «составе» и в клятвопреступлении, а также дети на родителей.
Взаимное отношение сторон до суда (вызов) определяется и здесь договором; но в заключение договора власть вмешивается гораздо решительнее, чем в древнерусском процессе. Отношения устанавливаются посредством «челобитной», «приставной памяти» и «срочной»: первая определяет границы спорного права вторая — к какому судье идти (что, впрочем, в московскую эпоху не следует понимать в строгом смысле при общем государственном распределении подсудности); третья определяет срок явки (который также уже зависит не от договора сторон, а от усмотрения судьи, так что иногда сроки наметывают силой).
В средине московского периода некоторые местности и классы выхлопатывали себе постоянные общие сроки для вызова в суд; например, крестьяне могли быть вызваны только от 1 октября до 1 апреля (см. указ 1642 г.). Договорные отношения сторон постепенно отстранялись государством: так, вызов через приставную память уступил в эпоху Уложения место вызову через «зазывную грамоту» (Улож. X, 100 и др.); первая удержалась только для Москвы и ее ближайших окрестностей.
Различие последствий вызова через приставную память и зазывную грамоту состояло в том, что не явившийся к суду по вызову первого рода тотчас обвинялся без суда; напротив, к неявившемуся по вызову второго рода, но давшему по себе поруку, посылались 2-я и 3-я зазывные грамоты и лишь после того неявившийся был обвиняем без суда; если же ответчик не давался в поруку, то воевода брал его насильно через пушкарей и зачинщиков. Основания этой разницы очевидны: в первом случае неявившийся сам нарушает договор; во втором его личная воля не участвовала.
Лица, на которых возлагалась власть вызова, именовались недельшиками и ездоками в Москве и доводчиками в провинциях. Договор скрепляется непременно поручительством, на поруки можно отдать насильно по распоряжению власти. Необходимыми поручителями были соседи и сродники, которые составляли между собой круговую поруку, что, впрочем, исчезло в эпоху Уложения. Целью поруки первоначально было не только представление ответчика к суду, но и обеспечение иска в случае его неявки; но в Уложении осталась только первая цель.
Стороны могли не являться в суд лично; их заменяли естественные представители — родственники и люди; только за неимением таких допускаются свободные представители, которые большей частью были холопы и для которых до 1690 г. не требовалась доверенность. Последствием этого была ничтожность права поверенных и легкая возможность восстановления решенных дет.
На самом суде стороны подают «ставочные челобитные». Последствием неявки в срок для ответчика была выдача «бессудной грамоты», т.е. утверждение права за истцом, так, как если бы суд состоялся; неявка истца вела к прекращению иска. Явившиеся не должны были съезжать с места производства суда под угрозой тех же последствий; в 1645 г. из этого сделано исключение для дел, основанных на крепостных актах.
В эпоху Уложения пассивная роль судьи в процессе становится все более активной.
В системе доказательств, которые использовались в процессе, видное место занимало послушсство, которое принимает в московском процессе следующие формы.
Ссылка из виноватых, когда сторона ссылается на одного свидетеля с условием подчиниться обвинению, если свидетель покажет против сославшегося. Ссылка из виноватых имела безусловное значение для обеих сторон до эпохи судебников, потому что тогда еще существовало пале, на которое могла вызвать послуха противная сторона. Ее всегдашнее второстепенное значение есть обвинение той стороны, которая на нее сослалась.
Безусловное значение ссылки, по уничтожении паля, признается в следующих случаях: при ссылке одной стороны на отца или мать другого, при ссылке на несколько лиц (не менее 10) служилых (при иске до 50 руб.) и остальных (при иске до 20 руб.), если эти лица показывают единогласно.
«Общая ссылка» — остаток третейского решения споров — есть ссылка обеих сторон на одного и того же или на одних и тех же послухов. Однако закон ограничивает право сторон в выборе третьих: нельзя ссылаться на людей, слышавших о факте, но не видевших его; общей ссылкой не может быть лицо, зависимое от одной из сторон. Значение показаний общей ссылки ослабляется в эпоху Уложения: допускается обвинение общей ссылки в подкупе и пристрастии; допускается отвод общей ссылки для другого дела, решаемого в том же заседании.
Свидетелями могли быть лица совершеннолетние, не могли быть свидетелями жена против мужа, дети против родителей, холопы против господ. Свидетель из высших классов предпочитался свидетелю из низших: «свидетельство одного человека из благородного класса (говорит Герберштейн) значит больше. чем свидетельство многих людей низкого состояния» (в пер. Аноним., с. 84). Явка свидетеля обязательна; с неявившегося без уважительной причины взыскивается весь иск, убытки и пошлины.
Повальный обыск в делах судных допускается за неимением общей (поименной) ссылки или ссылки из виноватых.
Сохраняются суды Божии, но этот вид доказательств постепенно теряет свое значение.
Поле в эпоху Судебников еще общеупотребительно; оно происходит между истцом и ответчиком, послухом и стороной и между послухами одной стороны при разноречии их. Стороны должны иметь стряпчих и поручников, которые наравне со сторонними отклоняются от участия в битве; равенство сторон наблюдается теперь физическое. Наймитство допускается, так же как в Псковской судной грамоте. Поле допускается только в личных исках: бой, заемное дело, поджог, душегубство, разбой, татьба. Поле исчезает незаметно в начале XVII в.
Крестное целование, т.е. присяга сторон, допускается в исках, превышающих один рубль, для лиц совершеннолетних и целовавших крест не более двух раз в жизни. Вспомогательное значение ее при поле такое же, как и в древнем процессе, она постепенно заменяет поле. Право присяги решается жребием.
Форма присяги была обставлена особенной торжественностью: присягали сначала в одной для того назначенной церкви в Москве (Николы Старого на деревянном кресте), затем в приказах, но в присутствии дворян, целовальников из сотен и подьячих, которые читали при этом извлечения из правил святых отцов и градских законов о клятвопреступлении; после указа 1673 г. (19 декабря) присяга совершалась в Москве в Архангельском соборе. Приводили к акту присяги три раза, причем в первые два раза лишь увещевали намеревающихся присягнуть; только в третий раз допускали к присяге. Несмотря на религиозную торжественность присяги, присягающий мог заменить себя естественным (но не наемным) представителем (муж за жену, сын за мать, люди за своих господ).
«Жребий» кроме вспомогательного (указанного выше) значения, в эпоху Уложения получает самостоятельное в делах менее рубля и в исках на лицах духовных.
Начинают распространяться письменные акты как особый вид судебных доказательств. В эпоху Уложения только крепостные имеют безусловное значение; в эпоху Уложения их можно было отвергать только при уголовном обвинении противной стороны в насильственном исторжении актами подлоге.
Прежде, при отсутствии письменного делопроизводства в личном интересе судей в процессе, была легкая возможность восстановления решенных дел. Восстановление дел было особенно часто при перемене лиц, бывших субъектами спорного права (при переходе прав, утвержденных судом, по наследству и другим путем), и при смене лиц, представляющих судебную власть (особенно же при наступлении нового царствования). Судебник 1-й косвенно запрещает восстановлен не решенных дел (в ст. 97).
Уложение воспрещает под страхом наказаний батогами и уплаты «проестей» и волокит повторение иска, если это тот же самый иск против того же самого лица; в исках вещных смена физических лиц — субъектов прав, например, епископов и игуменов в церковных вотчинах, помещиков и вотчинников в частных, не признается обстоятельством, допускающим восстановление решенного дела. Дела, решаемые мировой сделкой, требуют записи об этом, чтобы их вновь не начинать. Судебное решение с самого начала Московского государства облекалось в форму «правой грамоты».