Психопрофилактика социальной патологии
Аддикция и социальное неравенство как условия девиации
Одним из благоприятных условий формирования девиации выщупает аддикция — пагубное пристрастие к чему-либо, стремление изменить некомфортное психическое состояние не цивилизованным способом, а приемом некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Повторное употребление таких веществ постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию. Подобная форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений и обусловлена стремлением как можно быстрее и проще достигнуть психофизиологического комфорта посредством бегства от реальностей жизни, которое достигается употреблением алкоголя и наркотиков и т.п. Повторные аддиктивные реакции приводят к возникновению аддиктивности как качества личности, перерастают в девиантное поведение и образ жизни, разрушают здоровье и психику человека, способствуют духовному опустошению, исчезновению главных человеческих качеств, подлинных человеческих эмоций.
Другим условием является социальное неравенство противоречие между относительно равномерно растущими потребностями людей и существенно неравными возможностями их удовлетворения. При этом главным выступает не сам уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а именно степень различий, «разрыва» в возможностях их удовлетворения для разных социальных групп и индивидов. Осознание индивидом этого «разрыва» и сформированное на его основе устойчивое чувство психологической неудовлетворенности, социальной несправедливости в сочетании с недостатками и издержками воспитания и социального развития личности служат основной детерминантой девиантного поведения, проявляющегося в политическом экстремизме или иных его формах.
Алкоголизм
В медицинском смысле алкоголизм — это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, которое проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя, психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы.
С психологической точки зрения алкоголизм — это определенный образ жизни, система ценностей, своеобразное мировоззрение психологически и нравственно деформированной личности.
Умеренное потребление алкоголя при всей его внешней «безопасности» в определенных обстоятельствах служит основой для формирования у некоторой части пьющих хронического пьянства. В одних случаях этому способствует неразвитость социально приемлемых средств и способов удовлетворения своих основных потребностей индивидом. В других случаях отсутствие навыков использования таких средств побуждает людей прибегать к иному, легкодоступному средству — потреблению алкоголя. Люди прибегают к нему, чтобы получить удовольствие, наслаждение, поднять настроение, снять напряжение, усталость, чувство неудовлетворенности, облегчить контакты, сделать более приятным общение и т.п. Именно в этой привлекательности заключена мощная психологическая основа влечения людей к алкоголю.
Большую роль в массовом приобщении подростков и молодежи к алкоголю играют укоренившиеся в быту питейные традиции, которые вынуждают их прибегать к алкоголю даже в тех случаях, когда они не испытывают психологического дискомфорта или внутренней потребности в алкоголе. Преобладание в массовой психологии отношения к потреблению алкоголя как к обязательной норме придает ему социально одобряемый характер, а ее нарушение, как правило, влечет за собой моральные санкции.
Социально-психологическим фактором алкоголизации выступает также подражание, проявляющееся у подростков и молодежи в стремлении быстрее усвоить, перенять образцы поведения взрослых. В условиях, когда потребление спиртных напитков превращается в неотъемлемый атрибут образа жизни большинства взрослого населения, особенно в семье, где родители — алкоголики, приобщение подростка к спиртному зачастую выступает как символ взрослости, как средство самоутверждения.
В развитии алкоголизации подростков заметно сказывается механизм группового давления, стремление быть на «равных» с членами группы — сверстниками, уже пристрастившимися к алкоголю.
Становление индивида на путь злоупотребления спиртными напитками зависит также:
- от неблагоприятных экономических, материально-бытовых, морально-нравственных условий и отношений. Они не только сопряжены с неудовлетворенностью, но и сдерживают социальное развитие людей, рост их общей культуры и нравственности, которые при положительных значениях могли бы служить реальной альтернативой алкоголю, забвению с его помощью трудностей и забот;
- продолжительности действия неблагоприятных условий жизнедеятельности, определяющих частоту приема спиртных напитков;
- уровня общей культуры и социального развития индивидов (чем ниже культура, тем чаще люди потребляют алкоголь);
- атмосферы благодушия и попустительства по отношению к нарушителям правил общения и поведения на почве пьянства, которая способствует дальнейшему росту потребления алкоголя и пополнению рядов пьяниц и алкоголиков;
- доступности алкоголя, сокращающей число трезвенников и воздерживающихся от алкоголя и вдвое увеличивающей число лиц, злоупотребляющих алкоголем;
- особенности организма индивида (наследственной, обменной, психической и др.).
Об огромном неблагополучии алкогольной ситуации в стране свидетельствует ее динамика за последние 15-16 лет:
- потребление алкоголя выросло на одну треть и достигло почти 15,5 л чистого спирта на душу населения, что в 1,9 раза превышает уровень, определяемый Всемирной организацией здравоохранения как опасный;
- число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось в 15 раз, в том числе среди несовершеннолетних — в 2,2 раза;
- смертность по причинам, связанным с потреблением алкоголя, выросла в 3,5 раза. В результате среди причин общей смертности среди населения смертность от алкоголя занимаем третье место, а среди трудоспособного населения — первое;
- число больных алкоголизмом увеличилось в два раза и достигло почти 5 млн. человек и т.д.
Из содержания причинного комплекса массовой алкоголизации вытекают основные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма. Многолетняя практика борьбы с пьянством убеждает, что подходы к решению проблемы, акцентирующие внимание главным образом на вытеснении спиртного, пресечении фактов пьянства и индивидуально-воспитательной работе с лицами, злоупотребляющими алкоголем, оказались слишком узкими, односторонними, а пути и методы борьбы с пьянством — неадекватными содержанию причинного комплекса и потому малоэффективными.
Важнейшим условием эффективного управления процессом деалкоголизации является обязательное соблюдение следующих принципов:
- принцип комплексного подхода вытекает из сложности причинного комплекса, тем более что нынешняя алкогольная политика государства ориентирована в основном только на упорядочение ситуации на алкогольном рынке;
- принцип системной организации усилий по профилактике пьянства обусловливает необходимость использования разнообразных средств и способов профилактического воздействия одновременно на разных уровнях. Используемые ныне административно-силовые методы нуждаются в дополнении другими;
- принцип дифференцированного подхода предполагает организацию профилактической работы по группам населения с учетом особенностей и уровня их алкоголизации;
- принцип обеспечения активной и сознательной поддержки мероприятий по борьбе с проявлениями пьянства самим населением, его широкой общественностью;
- доведение до сознания широких масс населения, особенно подрастающего поколения, научных знаний о свойствах алкоголя, истинной картины последствий злоупотребления алкоголем для жизненных судеб людей, их здоровья и благополучия, повышенной опасности злоупотребления алкоголем для женщин, особенно беременных, для кормящих матерей;
- утверждение в массовой психологии ответственного «цивилизованного» отношения к алкоголю, с устойчивыми установками на умеренность и воздержание в его потреблении;
- пропаганду, всемерное культивирование тех человеческих ценностей, которые составляют социально приемлемую альтернативу потреблению алкоголя и способствуют утверждению здорового образа жизни (престижность физического и нравственного здоровья, активные занятия физической культурой и спортом, культ семьи и хорошего семьянина и т.п.).
Успешное преодоление этой разновидности аддикции возможно при условии, если:
- работа по антиалкогольному просвещению и воспитанию населения опирается на научно обоснованные методики, разработанные с учетом особенностей социально-демографических, этнопсихологических и профессиональных групп населения;
- создана и задействована система раннего профилактико-воспитательного воздействия. Ограждение подрастающего поколения от пьянства — основа основ антиалкогольной политики государства. От этого зависят будущее социального процесса деалкоголизации населения, утверждение здорового образа жизни.
Наркомания
Наркомания (от греч. nark — оцепенение, mania — безумие, страсть) — заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящих к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Под физической зависимостью следует понимать состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром комплекс специфических для каждого наркотического средства болезненных симптомов: головная боль, боль в мышцах и суставах, насморк, желудочно-кишечные расстройства, бессонница, судороги ит.п. Психическая зависимость — патологическая потребность в приеме какого-либо вещества, избегание психологического дискомфорта, вызванного прекращением его приема. Таким веществом не обязательно является средство, признанное наркотиком, это могут быть алкоголь, кофе, чай, табак и др.
За последнее десятилетие проблема наркомании в России превратилась в одну из острейших и болезненных социальных проблем. На заседаниях Совета безопасности России она рассматривается как одна из реальных угроз национальной безопасности и здоровью населения.
Показатели наркотизации, приведенные в Паспорте федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», также не оставляют поводов для оптимизма. Этот период характеризовался устойчивым ростом числа больных наркоманией: показатель учтенной заболеваемости наркоманией увеличился в 11 раз.
По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. человек — это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Растет и связанная с наркотиками преступность.
В январе — декабре 2009 г. выявлено 238,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период 2008 г. По сравнению с январем — декабрем 2008 г. на 1,6% возросло число преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сократился с 52,8% в январе — декабре 2008 г. до 52,3%.
К причинам широкого распространения наркотиков относятся:
- наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения (около 80% населения России составляют малообеспеченные граждане);
- трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником получения дохода, культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т.д.;
- поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус субкультуры, моды;
- отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.
Реализация мероприятий Программы направлена на решение следующих задач:
- проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
- снижение доступности наркотиков для незаконного потребления;
- концентрация усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков;
- осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации и др.
В последнее время весьма эффективной оказалась стратегия медико-психологической реабилитации, цель которой состоит в снижении спроса на наркотики. Для этого во многих наркологических больницах функционируют отделения неотложной медицинской помощи наркозависимым. В них применяются самые современные методики снятия так называемой ломки. При этом с пациентом работают психологи, психотерапевты, консультанты из числа бывших наркозависимых.
Понятно, что две-три недели, которые находится больной в отделении, слишком короткий срок, чтобы пациент принял однозначное решение вылечиться. Поэтому работают и дневные стационары, где в течение еще трех недель с пациентом работают психологи и психотерапевты.
Следующий этап лечение у специалистов социально-психологического отделения. Здесь больной получает исчерпывающую информацию о возможных вариантах освобождения от наркозависимости. При отделении действуют группы анонимных наркоманов, группы для родственников зависимых.
Дальнейшую реабилитацию пациенты могут продолжить в загородных реабилитационных центрах. Цель центров — переформирование личности. Применяемые в реабилитационных центрах психотерапевтические методы работы направлены на формирование способности опосредованно, через интеллектуальную переработку; ощутить удовлетворение. Благодаря таким центрам за пять лет удалось помочь отказаться от употребления наркотиков примерно такому же количеству молодых людей, сколько избавилось от пагубной привычки за 15 предшествующих лет.
Общие же задачи реабилитационной деятельности состоят в том, чтобы совершенствовать способности каждого пациента самостоятельно решать свои проблемы, справляться с трудностями, помочь им в приобретении и развитии навыков обращения за необходимой помощью.
Игромания
Игромания - болезненное состояние, характеризующееся психологической неконтролируемой зависимостью от игры, эмоциональными расстройствами и, как следствие, депрессивным состоянием.
Новый экономический путь привел нашу страну не только к изменению условий жизни, но и к появлению новых психологических зависимостей. Некоторым игровые автоматы или лотереи кажутся развлечением и безобидным средством для снятия стресса. Однако в последнее время люди стали массово «подсаживаться» на игру, поскольку научно доказано, что пристрастие к игре это психологическая зависимость.
Игровая зависимость, как и любая из иных видов зависимости (алкогольной, наркотической и пр.), в своем развитии проходит через определенные этапы.
На первом этапе формируется основа игровой зависимости, которая начинает проявляться в усиленном желании играть. При этом четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, постепенно увеличиваются размеры ставок, да и игровые сеансы становятся все длиннее и длиннее.
На втором этапе игроку намного труднее только усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив «играть — не играть». Сеансы игры еще больше удлиняются, увеличивается и частота игр. Характер игры приобретает безудержный характер. Возможные выигрыши тут же бросаются в игру. Да и поведение игромана определяется все возрастающим азартом и иллюзиями — он верит в свою счастливую звезду, везение, начинает выстраивать свои методы игры, определяет для себя «фартовые» числа и вообще опутывает весь процесс игры мистикой и суевериями.
На третьем этапе игромания столь сильна, что у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Деньги на этом этапе воспринимаются игроком как атрибут игры. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, и неважны ни огромные долги, ни новая возможность проигрыша.
Самым сложным в преодолении игромании является то, что медикаментозных способов лечения игровой зависимости нет, а потому приходится изрядно потрудиться как ближайшему окружению игромана, так и профессиональным психотерапевтам. Пациент в период лечения нуждается в определенных ограничениях, особенно в отношениях с деньгами, ведь для его блага будет, если никто из друзей и близких не будет одалживать ему деньги. Также не следует оплачивать его долги, поскольку этим можно спровоцировать очередное обострение.
Когда же у игромана нет возможности играть, наступает время вмешательства психотерапевтов. Современные методы лечения в основном опираются на групповую психотерапию, просвещение, терапию различными видами деятельности и разработку планов возвращения денежных долгов, возникших в результате игры. Американский психотерапевт Д. Лестер провел анализ других поведенческих методов (2007), таких как аверсивная (лат. aversion - отвращение) терапия, в которой делание ставок связывается с ударом электрическим током, и парадоксальная интенция, при которой терапевт предписывает пациенту играть в соответствии со строгим режимом, разработанным терапевтом. Однако патологическое азартное поведение зачастую демонстрирует высокую устойчивость в отношении любых форм лечения.
В завершение курса психотерапевтической помощи пациент должен самостоятельно составить и реализовать в дальнейшей жизни собственный постлечебный план, в котором больше не будет места игре.
Экстремизм
С этимологической точки зрения экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).
В самом общем виде законодательное определение экстремизма можно сформулировать как деятельность корпоративных образований и физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению правонарушений непосредственно, в крайних формах, посягающих на национальную и государственную безопасность, в том числе совершаемых по мотивам политической, идеологической, религиозно-этнической и иной социальной ненависти либо вражды.
Многие исследователи указывают на то, что экстремистскому сознанию присущи импульсивность, внутренняя напряженность, конфликтность, деструктивность. Важную роль в процессе формирования экстремистского сознания играют нетерпение и нетерпимость, эмоциональная черствость, тупая ограниченность нравственно-эстетических представлений. Этим объясняется и основная мировоззренческая установка экстремизма на поиск наиболее примитивных путей достижения собственных целей, на постоянное форсирование процессов и событий. В основе этого лежит юношеский максимализм, который с определенного момента становится тормозом личностного развития, толкает индивида к крайним формам поведения, примитивной приземленности или эмоциональной экзальтации, тупому упрямству или вседозволенности. Результатом этого, по выражению Д.В. Ольшанского, «может явиться не только вандализм, но и немотивированное насилие, не только непристойная роспись на степах, но и акты терроризма».
Проведенные исследования (Ю. Бубнов, 2001) по вопросам молодежного экстремизма показали наличие вполне конкретных условий его появления.
- Экономические условия и в первую очередь экономический кризис: падение жизненного уровня населения, остановка предприятий, рост безработицы.
- Политические условия: кризис власти, проявляющийся, с одной стороны, в повышении агрессивности к инакомыслию, а с другой — в неспособности обеспечить порядок и стабильность в обществе.
- Социальные условия: расслоение людей, появление неправедно наживших состояние людей и бедняков, не желающих или неспособных прокормить себя и свои семьи.
- Духовное разложение как общества, так и личности, мировоззренческое безвременье, когда моральные ценности обесценились.
Описанные причины характерны не столько для религиозного, сколько для политического экстремизма, и прежде всего для националистического (расистского).
Правоохранительными органами были выявлены и установлены наиболее радикальные неформальные молодежные объединения профашистской направленности: «Русская цель», «Русские медведи», «Белые бульдоги», «Тушинский национальный фронт», «Объединенная бригада-88», «Ладен Хомер», «Хамерз скинз» и др. Зафиксировано появление групп скинхедов в городах Подмосковья: Подольске, Серпухове, Клину, Видном, Троицке и др.
Последние социологические опросы, опубликованные в прессе, также свидетельствуют о том, что скинхеды в России действуют все более жестоко и чувствуют себя все более безнаказанно. В такие группировки, которых в стране не менее 400, входят больше 20 тыс. молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет.
На «теоретический» вопрос об отношении к национализму три четверти россиян, не задумываясь, ответили, что осуждают его. Однако отношение общества к самой агрессивной его форме — молодежным экстремистским группировкам — гораздо сложнее. По данным фонда «Общественное мнение», только 60% знающих, кто такие скинхеды, считают, что это движение нужно запретить. Остальные либо затрудняются ответить однозначно, либо считают, что движение скинхедов запрещать не нужно.
По словам социолога Фонда «Общественное мнение» С. Климовой, большинство участников опросов считают принадлежность молодых людей к скинам болезнью возраста, отчасти спровоцированной отсутствием контролируемых молодежных организаций, которые впитывали бы социальную энергию подростков.
Причиной роста неофашистских молодежных формирований является также исчезновение идеологического иммунитета к фашизму и нацизму, который весьма эффективно поддерживался в социалистический период. Базисом этого иммунитета являлось описание исторических событий за период Второй мировой войны, которые ранее давались в школьных уроках истории. Однако, если в советский период прославление действий Красной армии в ходе Второй мировой войны носило навязчивый характер, то с начата 1990-х гг. эта тема стала «невыгодной» и «неинтересной». Во вполне либеральных изданиях появились публикации о том, что, может быть, не стоило побеждать фашистов — раз сегодня в России люди живут хуже, чем в Германии. В одних учебниках писалось, что агрессором был Гитлер, в других что Гитлер всего лишь предупредил нападение Сталина. В одних писалось, что СССР совместно с западными демократиями разгромил фашистский тоталитаризм, в других, напротив, что война привела к усилению тоталитаризма в Европе. Поскольку общей тенденцией было «бичевать советскую власть и коммунистов», то многие учителя не говорили о преступлениях фашистов, а без устали разоблачали Сталина. Кто-то вообще старался обходить эту тему. На страницах педагогических газет не раз писали, что некоторые учителя отказываются преподавать новейшую историю, не зная, какая концепция «правильная».
В последнее время на территории Москвы и Московской области активизировалась деятельность и неформальных молодежных групп сатанинской направленности: «Церковь Нави», «Церковь Сатаны России», «Русское блэк металлическое братство» и др. Наше общество повторяет уже знакомые в истории периоды Смутного времени, когда различные виды мистики выходили на историческую арену.
Идеологическая база указанных организаций основана на использовании традиций оккультизма, черной магии, каббалистики, масонства, а под лозунгами: «Смерть всему живому!», «Война христианству!», «Бог мертв — да здравствует Сатана!» имеет место пропаганда анархизма, фашизма, расизма с экстремистскими и антиобщественными проявлениями. В современной России насчитываются сотни религиозных общностей, открыто или скрытно признающие в качестве одного из своих кумиров зло, а врагом — прежде всего традиционное православие. В этой связи важно напомнить, что православие есть вероучение Любви. История православия учит, что отречение от основного положения — откровения о Святой Троице — приводит к извращению идеала любви и других положительных ориентиров, нравственному примитивизму, злоупотреблению методами управления толпой, к театрализованным ритуалам, чрезмерному увлечению психотехникой воздействия на личность, духовному бизнесу. Именно поэтому православие вызывает ненависть у адептов культов насилия и зла. Неприятие православного максимализма, заключающеюся в том, что Бог есть любовь, подменяется у сатанистов слепым преклонением перед своим идейным предводителем и фанатичной любовью к нему.
Важным критерием оценки вероучения является характеристика его основателя. Идейный вдохновитель современных сатанистов — Алистер Кроули (1875-1947), именовавший себя зверем Апокалипсиса и оставивший многих последователей (например, Рон Хаббард основатель дианетики и сайентологии, Карлос Кастанеда, Ричард Бах). Кроули использовал практику йоги, сексуальную магию, наркотическое опьянение, получил высшие степени посвящения во франкмасонстве. «Прославился» он отрытым богохульством, принесением в жертву в среднем по 150 младенцев ежегодно. Анализ «Сатанинской библии» Антона Шандора ЛаВея, предводителя американских черных магов, показывает, что ключевые идеи сатанизма весьма примитивны: Сатана сильнее всех; каждый сам себе бог; жизнь — это насилие; необходимо подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям (потребностям плоти); на общественные законы и власть наплевать; социальные структуры надо развращать; настоящая радость месть своим врагам; все, связанное с официальными религиями, должно оскверняться.
Магия сатанистов состоит из леденящих душу обрядовых церемоний для концентрации адреналиновой и иной аффективной энергии, для превращения ее в динамически передаваемую силу. Задача участников ритуала — войти в состояние одержимости, когда в сатанисте по его собственной воле начинает обитать демоническое «Я», создающее обманчивое ощущение «правильности поступка и желания». Один из магических инструментов — насылание проклятий. Ритуалы осуществляются в «комнатах интеллектуального раскрепощения». В качестве алтаря используется обнаженная женщина в вызывающей сексуальной позе, держащая в руках свечи, изготовленные желательно из жира некрещеных младенцев. При «обработке» вовлекаемой молодежи сатанисты озвучивают аудиокассеты с речами по образцу гитлеровских, а также музыку, воздействующую на сознательные и подсознательные процессы. Отмечены случаи внедрения сатанистов в качестве работников моргов, крематориев и кладбищ, что облегчает им подготовку и сокрытие преступлений. Преследуя сугубо корыстные цели, сатанисты проникают в учреждения массовой культуры, содействуют организации рок-концертов, на которых осуществляют вербовку молодежи, изготавливают продукцию со своей символикой и рекламой. Этим объединениям свойственны жесткая иерархическая подчиненность лидеру, тотальный контроль над частной жизнью и «опека» рядовых сектантов.
Психиатры в последнем случае говорят о «синдроме зависимости» от секты. Формируется подобная зависимость так же, как и наркотическая. И сложно сказать, что опаснее для общества. Адепт становится абсолютно безвольным, поскольку психологическая подпитка «товарищей» ему жизненно необходима. У американцев есть термин «бомбардировка любовью». За новичками в буквальном смысле ухаживают, заботятся, повсюду сопровождают и во всем помогают. А по сути, строят стену между новообращенными и окружающим миром. У Муна, к примеру, это называется «сэндвич». К новичкам приставляются два человека, он находится как бы в серединке «бутерброда». Его ни на минуту не оставляют, не дают возможности критически осмыслить все то, что он видит вокруг.
Кроме того, в секте сатанистов есть люди, в обязанности которых входит отслеживание негативных публикаций в СМИ, чтобы выявлять своих врагов. Неслучайно, по мнению Ф. Кондратьева, главного научного сотрудника Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, умерла судья по делу «АУМ синрикё» — молодая крепкая женщина, а потом неожиданно скончался и главный свидетель обвинения.
Сегодня для социальных работников, врачей, воспитателей, педагогов организуются специальные курсы переподготовки, семинары, на которых их знакомят с преступлениями сатанистов, методами вовлечения молодежи в секты, их символикой и ритуалами. На таких семинарах нередко выступают бывшие сектанты, вернувшиеся к нормальной жизни.
Важным является формирование в правоохранительных органах полноценных структур, способных систематически контролировать и объективно оценивать религиозные движения с позиции их правовой опасности, осуществлять профилактические действия, принимать действенные меры в отношении запрещенных религиозных образований, обучать государственных служащих правильным действиям в этой сфере.
Одним из существенных шагов на пути системной профилактики рассматриваемого явления стало принятие Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Толерантность, определяющая устойчивость правомерного поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, по своей сущности является антиподом экстремизму. Внедрение в социальную практику норм толерантного поведения само по себе является методом профилактического воздействия. С другой стороны, по мере восприятия и усвоения обществом этих норм будут создаваться соответствующие фон и почва для проведения более конкретных анти экстремистских мероприятий.
С учетом изложенного выше очевидно, что в настоящее время необходимо осуществить ряд специализированных мероприятий по предупреждению формирования и распространения экстремистских убеждений и идеологии. Эту деятельность условно можно разбить на следующие группы:
- деятельность по переориентации и нейтрализации экстремистских потребностей, интересов и убеждений, основным звеном которой являются мероприятия, проводимые с их непосредственными носителями;
- деятельность по недопущению распространения экстремистской идеологии, которая в первую очередь предусматривает проведение соответствующих мероприятий с потенциальными жертвами, способными «заразиться» ею.
Среди первоочередных мероприятий последней группы также следует отметить:
- усиление контроля за печатной продукцией;
- запрет на размещение частных объявлений, рекламных и пропагандирующих плакатов вне особого порядка и специально отведенных для этого мест, обеспечивающих постоянный контроль за их содержанием со стороны соответствующих органов;
- выявление и привлечение к ответственности лиц, производящих и распространяющих экстремистские материалы;
- более тщательный контроль за организацией, подготовкой и проведением собраний граждан различных форм в целях недопущения в ходе организуемых мероприятий экстремистских акций.
На фоне разрушения единого духовного пространства России повышается и роль Русской православной церкви в сохранении традиционных духовных ценностей. Деструктивные явления в современной России обостряют проблему консолидации государственных структур с исторически проверенными созидательными вероучениями, прежде всего православием, противостоящим сатанизму и демонизму во всех духовно-нравственных направлениях. В этих целях необходимо использование совместных усилий атеистов и верующих в интересах укрепления единства всего народа, нравственного очищения, роста духовного богатства личности и общества.
В заключение отметим, что в предупреждении правонарушений и иных социальных патологий необходимо также поставить цель: «каждый член общества — субъект профилактики», достижение которой, безусловно, будет зависеть от повышения уровня правового воспитания и правосознания граждан.