Трудовое право Европейского Союза

Зарождение идей о трудовом праве в Европе до Второй мировой войны


Известный шотландский профессор Ян Уард начинает свое «Критическое введение в Европейское право» с заявления о том, что глубокой ошибкой многих исследователей является чисто прагматический подход к европейскому праву. Он выражается в том, что «в связи с относительной новизной этого предмета они заблуждаются, полагая, что у него нет истории, вследствие чего лишают право Европейского Союза его интеллектуального содержания. В то же время это право представляет собой явление, в равной степени, как политическое, так и историческое, о чем многие так легко забывают. Поэтому отказ от историко-политического подхода к изучению Права Европейского Союза порождает вопиющее невежество. Право Европейского Союза - это политика, а политика - это история»1 Ward I. A Critical Introduction to European Law. L., 1996. P. 1..

Несмотря на то, что современное социальное и трудовое право Европейского Союза2Концептуально, с точки зрения науки европейского права, трудовое право Европейского Союза и ЕС рассматривается как часть социального права. Поэтому часто, используя термин «социальное право ЕС», имеется в виду социальное и трудовое право ЕС. «Природа социального права всегда определялась как право социально-экономическое. Это право определяется через связь с трудом. Социальные права определяются как «права рабочих», права, принадлежащие трудящимся». возникло при жизни нынешнего поколения, его концепции, теоретические построения, сегодняшние достижения, подлинное значение и юридические механизмы невозможно адекватно оценить без комплексного использования исторического метода. Поэтому настоящее исследование было бы явно неполным без хотя бы самого краткого экскурса в историю, политику и философию его развития.

Несмотря на то, что европейское социальное и трудовое право является очень молодым, сама «европейская идея» и ее социальная составляющая имеют многовековую историю. Европейская социальная идея зарождалась одновременно с формированием европейской цивилизации, когда формировались зачатки государственности, права, идейно-философских, религиозных течений, которые в значительной степени предопределили все дальнейшее развитие континента.

Древняя Эллада, Античный Рим (в более широком смысле Средиземноморье) породили само понятие «Европа», а также идеи европейской духовной, религиозной, политической, правовой общности на которых началось формирование европейского сознания. Это облегчило распространение греко-римской культуры, в том числе правовой, на другие регионы континента.

Священная Римская империя со складывающимися в ней элементами социальной и правовой практики стала своеобразным историческим предшественником современной единой Европы. «Более того, соединение Римом военной силы с дипломатическими и экономическими инициативами очень напоминает деятельность его современных последователей». Духовные ценности европеизма, в свою очередь, способствовали восприятию Европы миром как особого типа цивилизации, в котором права, труд и благоденствие человека тесно связывались с ее общим экономико-политическим развитием.

При переходе от средних веков к новому времени особую роль приобрела церковь. Она соединила свои организационные возможности с силой идеологии и морали и стала главным воплощением европейской общности того времени. Римская католическая церковь унаследовала политические амбиции, связанные с идеологией единой Европы, у Римской Империи. Король Франции Генрих IV предложил создать «Европейское Содружество христиан».

Общечеловеческие по своей сущности христианские заповеди, провозглашающие идеалы равенства и социальной справедливости, имели огромное объединяющее народы Европы значение. Как утверждает II.А. Ковальский, церковь стремилась учитывать животрепещущие проблемы времени и отвечать на социальные запросы общества, от обеспечения мира, равенства и благосостояния до занятости, справедливой оплаты труда, качества жизни и т.д.3См.: Ковальский H.A. Социальные проблемы в христианстве. Исчерпала ли себя христианская социальная мысль // Новая и новейшая история. 1993. № 6. С. 37-50.

Видными представителями католической социальной доктрины в XII XIII вв. являлись Франциск Ассизский и Фома Аквинский (1225-1274), стремившиеся применить и реформировать христианские идеи в соответствии с быстро меняющейся практикой.

В эпоху Возрождения и секуляризации общественной жизни роль церкви как основного идеолога объединительных движений в Европе уменьшилась, а значение европейской солидарности увеличилось. Гуманистическая идея центрального места человека, его прав и свобод как высшей ценности, в том числе и в отношениях с государством и властью, была изложена в творениях великого поэта и философа Возрождения Данте Алигьери (1265-1321).

Исторически первым проектом преобразования Европы, состоящей из враждующих между собой национальных государств, в целостную европейскую федерацию, обеспечивающую мир, безопасность и благосостояние, было предложение французского юриста Пьера Дюбуа. В 1306 г. он выдвинул идею образования в Европе «Христианской республики». Связывая европейское единство с социальным благополучием, король Богемии Иржи Подебрад (1458-1471) не только предлагал европейцам объединиться, но и на практике посещал царствующие дома Европы, где агитировал за принятие самых активных действий в этом направлении4См.: Введение в право Европейского Союза: учеб. пособие / под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.Ю. Кашкина. М., 2006. С. 14-16..

Большое значение для формирования европейского сознания и социальных ценностей сыграл протестантизм и эпоха реформации, которые отразили интересы классов нового буржуазного общества и его ценностные ориентации. Так, инициативность, свобода предпринимательства, трудолюбие, деловая порядочность стали рассматриваться как позитивные нормы поведения, полностью отвечающие требованиям христианско-либеральной морали.

По мнению профессора М.В. Каргаловой, «уже в XVI в. Европе была свойственна универсальность и уникальность общественного развития. 13 эволюции форм государственного устройства, происходившей в строгом соответствии с диалектикой общего и особенного в европейском историческом процессе, формировались современные понятия европейской идентичности и национального многообразия. Реформация выразилась в появлении широких религиозных, социальных и политических движений, которые, переплетаясь и взаимодействуя, воплотились в таком феномене, как европейский духовный плюрализм»5Каргалова М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. Становление социальной политики Европейского Союза. М., 1999. С. 30..

Эта общеевропейская идентичность, соединенная с национальным плюрализмом, трансформировалась сегодня в принцип единства в многообразии, лежащий в основе Европейского Союза и предлагавшийся в ст. 1-8 Проекта Конституции Европейского Союза в качестве его официального девиза - «Единый в разнообразии»6Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.. 2005. С. 101..

Эксплуатация общечеловеческих по своей природе идеалов равенства и справедливости, закрепленных в Священном писании, обеспечили привлекательность и многовековую жизнеспособность христианских учений.

Укрепление в XVI в. светской власти на фоне ослабления идейного доминирования католической церкви в Европе потребовали разработки новых концепций в отношении человека к государству, праву, социальной политике. Личность в этих отношениях все более стала выдвигаться на первое место.

Европейские социально-правовые идеи в XV-XV1 вв. развивали голландец Эразм Роттердамский (1469-1536), итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527) и англичанин Томас Мор (1478-1535). Они стремились использовать науку для познания окружающего мира и совершенствования человека и общества.

Дальнейшее развитие европейской социальной идеи со второй половины XVI в. по XVIII в. связано с именами французского политика герцога де Сюлли (1560-1641), итальянского ученого Томазо Кампанеллы (1568-1639), французских общественных деятелей Жана Мелье (1664-1729) и Габриэля Мабли (1709-1785).

Так, в «Большом проекте», выдвинутом герцогом де Сюлли в 1639 г., предлагалось учредить Федерацию европейских государств, направленную на достижение компромиссов и поддержание постоянного баланса сил, необходимого для обеспечения бесконфликтного поступательного социального развития континента7См.: Введение в право Европейского Союза: учеб. пособие / под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.Ю. Кашкина. С. 15.. В этом проекте отчетливо прозвучали идеи компромиссного и консенсуального характера, которые впоследствии были воплощены в идеологии, философии, политике и праве Европейских сообществ и Европейского Союза, в том числе и в их социальной политике и трудовом праве.

Эпоха Просвещения способствовала приведению общественного сознания европейцев в соответствие с глубокими переменами, произошедшими в экономике, политике, праве и государственном устройстве стран Европы, и оказала громадное влияние на все последующее развитие континента. В этот период формировались общеевропейские ценности, многие из которых постепенно становились признанными общечеловеческими ценностями. Идеи европейского Просвещения составили основу многих важнейших направлений социально-политических теорий и всей мировой общественной мысли.

Так, великий философ-материалист Просвещения англичанин Томас Гоббс (1588-1679) развил теорию общественного договора, которая оказалась продуктивной не только для демократизации правовой науки, но и для развития договорных начал в европейском социальном и трудовом праве.

Теория разделения властей создавалась английским философом Джоном Локком (1632-1704) и французским социологом Шарлем Луи Монтескье (1689-1755), в интерпретации которого в сочинении «О духе законов» (1748 г.) она получила наиболее широкую популярность. «Цель и назначение концепции разделения властей состояли в том, чтобы предотвратить и не допустить утверждения или сохранения диктата и произвола, саму возможность диктаторской и/или деспотической власти»8Европейское право: учеб. для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Л.М. Энтина. М, 2000. С. 211-212.. Отталкиваясь от теории разделения властей, намного позже отцами-основателями Евросоюза была разработана, а затем и усовершенствована система управления Европейскими сообществами и Европейским Союзом, а также система институтов и органов, регулирующих социальные и трудовые отношения в современной единой Европе.

Великие мыслители эпохи Просвещения Ф. Вольтер, И. Гете, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Джон Локк, Шарль де Сен-Пьер, Адам Смит и другие рассматривали свободы и права человека как неотъемлемый элемент социального прогресса.

«Французский философ Шарль де Сен-Пьер (1658-1743) был одним из первых, кто применительно к Европе поднял вопрос «о спокойном и миролюбивом сообществе братьев, живущих в вечном согласии, руководствующихся одними и теми же истинами, счастливым всеобщим благополучием». В трудах Сен-Пьера содержится вера в то, что Европа подготовлена к объединению, и выдвинут тезис о равновесии сил в благополучном государстве. По его мнению, опыт «политического и гражданского единения» присущ Европе еще со времен Римской империи, а разработанные «гражданские установления и законы» определяют права и взаимные обязанности власти и подданных и являются основой для спокойного, бесконфликтного развития общества».

В гениальном и во многом прогностическом трактате И. Канта «К вечному миру», написанному в 1795 г., подчеркивается важность внутригосударственного и международного права для создания единой Европы и высказывается мысль о тенденции к формированию в будущем права всего Человечества. Он считал, что всеобщий мир, безопасность и сотрудничество могут быть надежно обеспечены лишь на основе добровольного объединения государств, гарантирующих своим гражданам осуществление основных прав и свобод. Социальные права и свободы призваны обеспечить внутреннюю стабильность этой конструкции.

И. Кант представлял единую конфедеративную Европу состоящей из коммун, объединенных по интересам и населенных гражданами, мыслящими общеевропейскими категориями и исходящими в своем поведении из общеевропейских интересов.

Таким образом, практически за два века до появления Европейского Союза им были предсказаны некоторые базовые правовые характеристики будущего объединения. Неудивительно, что именно Иммануил Кант считается «духовным и философским отцом европейского единого правового порядка».

Социальная теория в Европе в той или иной степени перекликалась с социальной практикой. Так, еще в XVI в. французское государство пыталось представить себя защитником интересов населения и предприняло попытки обеспечения беднейших слоев населения работой. В 1515 г. парламент Парижа принял постановление о закреплении людей на работах. В целях борьбы с нищетой и беспорядками, контроля поведения социально нестабильных слоев населения посредством привлечения их к труду, бедняки и преступники использовались на работах принудительного характера. К таким «общественно-полезным работам» относились уборка улиц, очистка сточных канав и канализационных сооружений, земляные работы и т.д. Такой труд, однако, был не столько способом обеспечения благосостояния населения, сколько преследовал исправительно-принудительные и воспитательные цели.

Жесткость первых попыток социально-трудовой практики в Англии проявилась в распоряжении 1547 г., предусматривавшем в определенных случаях обращение бродяг в рабов.

Важной составной частью социальной политики является социальное страхование. Одним из первых приверженцев идеи социального страхования явился голландец Лейбниц. В его труде «Попытка некоторых новых рассуждений о человеческой натуре», изданном в 1678 г., высказана мысль о том, что система обязательного страхования позволит совместить в рамках государства функции социальной защиты и жесткого регулирования. Так идеи баланса общественных сил и социальной справедливости получили новое измерение.

Этапным явлением в эволюции европейской социальной идеи стала рожденная Великой французской революцией Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и первая Французская Конституция 1793 г. Этими документами были провозглашены естественные, священные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, в том числе право собственности, право на общественную помощь в случае нетрудоспособности и т.д. Именно самая демократическая для того времени Французская революция предопределила основные направления духовного и социального прогресса в Европе в XIX в.

Начиная с Декларации прав человека и гражданина 1789 г. труд был признан первоосновой благосостояния, общественного взаимодействия и социальной солидарности. Обществом было достигнуто понимание того, что каждому трудоспособному должно быть предоставлено право своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Если же человек не в состоянии работать - ему должна быть предоставлена помощь.

Для реализации этих принципов во Франции создавались такие предшественники бирж труда, как «бюро по вспомоществованию труду», благотворительные мастерские, дома, приюты, сельскохозяйственные колонии и другие формы решения проблем занятости. При этом получение государственной помощи в качестве неизбежного следствия приводило к ограничению прав и свобод индивида, в частности, лишению права голоса.

Особое значение для развития социальной мысли в XIX в. имели учения социалистов-утопистов. Французский представитель этого направления Анри Сен-Симон (1760-1825), в частности, в «Очерке науки о человеке» (1816) и «О промышленной системе» (1881) пытался найти пути к созданию общественного строя, основанного на науке, позволяющего примирить классы и повысить материальное и культурное благосостояние «бедного класса».

Шарль Фурье (1772-1837), особенно в своих трудах «Теория всеобщего единства» (1822) и «Новый промышленный мир и общественный мир», особое внимание уделил творческому, высокопроизводительному и разнообразному труду, который в условиях гарантированного права на труд способен обеспечить обществу всеобщее благоденствие.

Социалист-утопист из Англии Роберт Оуэн (1771-1858) осуждал такие социальные последствия капитализма, как экономические кризисы, конкуренция, безработица. В трактате «Новый нравственный мир» он предлагал построить общество социального равенства, основанное на труде. Р. Оуэн пытался воплотить свои идеи, в том числе относящиеся к сфере регулирования трудовых отношений, на практике, а также был активным участником профсоюзного и кооперативного движения.

С развитием связи, транспорта, науки и техники, мобильности населения в разных концах Европы происходило осознание европейского единства, которое распространялось и на Россию. В 1815 г. в документах Священного Союза, созданного по инициативе российского императора Александра I, страны-участницы рассматривались как «члены единого народа христианского». Декабристы видели будущее России в контексте демократической цивилизованной Европы. Петрашевцы, в частности в кружке Н.С. Кашкина, в конце 40-х гг. XIX в. активно пропагандировали взгляды Сен-Симона и Ш. Фурье на демократию, Европу, общественное устройство и решение социальных проблем.

Мыслители XIX в. обеспечили науку таким мощным инструментарием, как материализм немецкого философа Людвига Фейербаха (1804-1872) и диалектика Г. Гегеля (1770 1831). Теория трудовой стоимости Давида Рикардо (1772-1823) позволила точнее представить общественную ценность труда.

Фридрих Ницше (1844-1900) пророчески писал: «Что важно - это единая Европа, и я вижу, как она медленно, но неумолимо формируется. Все величайшие умы этого столетия были заняты работой по подготовке и пропаганде среди населения идеи нового объединения: Европы будущего, когда маленькие государства Европы — а я имею в виду все наши современные империи и страны - станут вскоре экономически неэффективными в связи с абсолютно преобладающей тенденцией промышленности и торговли к большему разрастанию, преодолению национальных границ и стремлению приобрести глобальные масштабы».

Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а позже В.И. Ленина дали коммунистическую трактовку законов общественного развития, взаимодействия классов и слоев общества, эволюции и революции, взаимоотношений труда и капитала, социального развития общества. Марксистско-ленинская социальная теория, а особенно социальная практика и законодательство оказали впоследствии большое влияние (хотя нередко и «от противного») на идеологию и формирование социального и трудового права как европейских стран, так и Европейского Союза.

Долгое время механизмы социальной защиты распространялись только на имущество и товары и не затрагивали индивидов, дабы не подрывать в них чувство личной ответственности за собственное будущее. Только к концу XIX в. институт личного страхования получил моральное признание общества.

После победы Великой французской революции усилились демократические и пацифистские тенденции европеизма. Они связаны с именами творческой элиты Европы: Луи Блана, Виктора Гюго, Шандора Петефи, Джузеппе Мадзини, Адама Мицкевича и др. В своем выдающемся выступлении в Париже на III Конгрессе мира В. Гюго озвучил идею Соединенных Штатов Европы, которая быстро приобрела необыкновенную популярность. В ней соединились вместе идеи демократии, мира и социального благополучия, столь желанные на Европейском континенте.

Любопытно, что идея «единой Европы» использовалась и активизировалась как в мирные периоды европейской истории, так и эксплуатировалась для военной агитации и обоснования территориальных захватов. Как мир, так и война приводили к интенсивным миграциям населения, частым перекройкам границ, вынужденному выравниванию жизненного уровня (нередко по минимуму) населения многих оккупированных европейских стран.

Так, профессора С. Уэзэрилл и П. Бомонт назвали Чингиз-Хана первым, кто пытался объединить Европу силой. Позже Наполеон утверждал, что целью осуществлявшихся им войн было якобы создание единой Европы, «общего отечества» где был бы единый свод законов, судебная система, общая валюта, границы и т.д. Под предлогом создания «единой Европы» Гитлер пытался перекроить карту континента в интересах фашистской Германии. Идея профашистской интеграции в Европе поддерживалась фашистским движением. В период Второй мировой войны страны Европы, находившиеся под фашистской оккупацией, невольно оказались в условиях «единой оккупированной Европы», под единой оккупационной администрацией, оккупационными законами, валютой и т.д. Однако насилие не могло принести ни мира, ни процветания. «Европа сможет объединиться лишь на основе всеобщего согласия своих граждан и только если это объединение сможет обеспечить им неоспоримые (прежде всего социальные) выгоды».

Единый враг породил мощное единое международное антифашистское движение, сплотил народы Европы и способствовал впоследствии интеграционному развитию, которое привело к созданию подлинно единой современной Европы.

К концу XIX в. в Европе произошло переосмысление классической идеи справедливости применительно к правовому регулированию социальных и трудовых отношений. Если ранее справедливость воспринималась через призму соответствия признанной морально- этической или политической норме, то в свете теории общественного договора, предусматривающего порядок возмещения, социальное страхование стало рассматриваться как более широкое понятие, чем просто воспомоществование. Правоотношения по труду и социальному страхованию превратились в реализацию заключенного между равноправными сторонами договора. Отсюда страховые выплаты или выплаты по труду являются уже обязанностью, а не свободным проявлением щедрости. По мнению П. Розанваллона, со второй половины XIX в. стало утверждаться новое понимание социальной политики.

Первая мировая война усилила националистические настроения в Европе, а Октябрьская революция 1917 г. в России разделила ее на две противоборствующие социально-экономические системы. Это, с одной стороны, отдалило мечты о Соединенных штатах Европы, а с другой - потребовало предпринять усилия для преодоления элементов отчужденности.

Вскоре после Первой мировой войны возникло Панъевропейское движение, оформившееся в 1923 г. в Панъевропейский Союз, возглавлявшийся известным австрийским политиком графом Куденхов-Калерги. В Панъевропейском манифесте 1924 г. прозвучал призыв к созданию Соединенных штатов Европы, а на Конгрессе в Вене в 1927 г. Панъевропейский союз призвал народы Европы к объединению. Другой видный деятель этого союза известный французский политик Аристид Бриан выдвинул в 1929-1930 гг. более конкретный план построения тесной конфедерации «Европейский Союз», реализацией которого занялась Лига Наций. Он полагал, что предприятия разных государств сольются в мощные «межевропейские картели», на основе которых сформируется «европейская промышленность» способная гарантировать подъем экономики, обеспечивающей повышение уровня жизни населения.

В преддверии Второй мировой войны заместитель премьер-министра Великобритании (У. Черчилля) К. Аттли признал, что «Европа должна федерализоваться или погибнуть». Британский Федеративный Союз (в поддержку единой Европы) в 1939 г. разработал первый проект Конституции «Европейской Федерации», предлагавший создать Европейский Союз на основе господства права. Несмотря на экономическую в своей основе направленность, этот документ был подготовлен юристами и ставил своей целью прежде всего разработку правовых (в том числе социальных) принципов строительства будущего союза.

Таким образом, в период между Первой и Второй мировыми войнами произошло организационное сплочение сторонников объединения Европы, позволяющее соединить политические, экономические и социальные предпосылки европейского единства с его идейно-философской и правовой аргументацией, достигшей к тому времени определенной степени зрелости. Однако ему тогда не хватало широкой поддержки населения, разбитого на формировавшиеся военные (фашистская и антифашистская) коалиции и непримиримые (капиталистическая и социалистическая) социально-экономические системы.

Isfic.Info 2006-2017