Юридическая психология

Проблемы правовой психологии


Понятие правовой психологии

Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, интернализацию (присвоение) личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, правовой социализации личности, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правоисполнительного и правонарушающего поведения.

Практическая значимость этого направления исследований во многом обусловлена ролью правосознания в системе правового регулирования общественных отношений. От состояния массового сознания, адекватного и своевременного его выявления и использования в значительной степени зависят режим законности в обществе, уровень борьбы с преступностью, вовлеченность граждан в решение проблем укрепления правопорядка.

Вместе с тем правовой психологией исследуется не только мир психических явлений и процессов, вовлеченных индивидом, группой или обществом в осознание правозначимых явлений, но и область бессознательного, находящего выражение в таких формах восприятия правовой действительности, как стереотипы, привычки, автоматизмы, интуиция, привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях, установках, ошибках и заблуждениях.

Правовая социализация личности

Термин «социализация» (от лат. socualis общественный) заимствован из политэкономии и применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети XIX в., когда американский социолог Ф. Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении, близком к современному.

В настоящее время социализация личности означает осознание человеком (гражданином) своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным содержанием.

Объективно содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками (педагогическая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), участвовали в управлении государством (политическая социализация) и т.д.

Смысл же правовой социализации личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культуре, сознательной социально-активной деятельности.

Применительно к личности юриста правовая социализация выслушает в качестве адаптационного процесса, в рамках которого он воспринимает специфику профессиональной деятельности с точки зрения ее юридического содержания, вырабатывает познавательное, эмоционально-оценочное и поведенческое отношение к ней и таким образом формирует внешнюю и внутреннюю готовность к выполнению своих функциональных обязанностей.

Как правило, выделяют три основных пути правовой социализации личности: научение, приобретение личного опыта, символическая социализация.

Социализация посредством научения основывается на приобретении знаний и усвоении тех моральных и правовых норм, которые прививают уважение к известным правилам политической и правовой систем и социальным ролям. В этот процесс включаются нравственные, политические и правовые нормы, знание общественных и политических институтов, механизмов их функционирования и т.п.

Социализация посредством приобретения личного опыта представляет собой продукт собственного социального, политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые ему приходится выполнять, человек усваивает многообразные принципы организации общества и функционирования государственно-правового (политического) режима. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные установки могут быть подвержены усилению или деформации.

Символическая социализация — не менее существенный канал воздействия на сознание и поведение личности. Суть ее состоит в том, что личность вырабатывает свою систему значений понятий не на основе прямого включения в социальную, политическую и юридическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.

Общепризнан факт, что психическое развитие отдельной личности представляет собой социальный процесс. С' рождением человек вступает в мир ценностей, поддерживаемых и охраняемых системой социальных норм, предписаний, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческого общежития и стабильность общественной системы. Усвоение индивидом моральных и правовых ценностей, норм и стандартов поведения осуществляется на протяжении всей его жизни и идет в русле процесса его социализации. Начальные элементы правовой культуры познаются им с самого раннего возраста из различных источников: от близких ему людей, учителей, из литературы, средств массовой информации и др. И различных ролевых ситуациях он усваивает знания о требованиях норм права, приобретает навыки и умение должного, социально одобряемого поведения. По мере взросления с повышением уровня ролей пополняются и его знания в области права и морали. Наряду со стихийным характером их приобретения, усвоения действующих в обществе ценностей и норм ведущую роль начинает играть целенаправленное нравственно-правовое воспитание.

Социальные нормы являются необходимой составной частью любой сферы социализации личности. Будучи объективной реальностью, они ориентируют личность в сложных процессах социальной жизни, нацеливают ее на избрание социально одобряемого поведения и деятельности. Процесс их присвоения личностью, называемый интериоризацией, содержит в себе несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценка норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенческий (способность личности действовать в соответствии с требованиями норм).

Процесс социализации личности можно разделить на три этана:

  1. становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная ступень исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии;
  2. восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой ступени в личности человека формируются качества гражданина;
  3. третий этап имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной ступени нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т.е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы.

Только на этой, третьей, ступени развития правовые ценности приобретают для человека конкретную значимость и выступают средством формирования активной, одобряемой обществом жизненной позиции личности. Результатом такой социализации является правовая социализированность. Вместе с тем данный феномен имеет мобильный характер, а потому социализация может превратиться из успешной в неудачную, и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Именно поэтому возникло понятие «ресоциализация» — изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социально-правыми предписаниями.

Задача правовой психологии учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе правового воспитания.

Дефекты в правовой социализации личности

Дефекты в правовой социализации личности могут возникать еще на ранней стадии ее развития из-за конфликтов с родителями, воспитания в социально неблагополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, неполных, псевдоблагополучных, маргинальных), трудностей саморегуляции в школе, сближения с неформальными асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием этого может быть совершение как незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений.

Особо отметим, что в качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто указывается влияние особой ментальности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит по сей день или к недооценке значения права (правовой нигилизм), или к легкомысленному; безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм), или же к активному неприятию норм права (правовой негативизм).

Длительное существование в нашей стране тоталитарного режима явилось причиной того, что у большинства социальных групп и общества в целом доминирующим представлением стала карательная функция закона, а сами законы и другие нормативные акты воспринимаются преимущественно как обязанность личности перед государством. Игнорирование в законотворческой деятельности личности в качестве главной правовой единицы отразилось на акцентуированном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношения к государству и его институтам по сравнению с правами конкретного человека. Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от норм права, чаще всего становится причиной неуважения к праву и пренебрежения им.

Негативное влияние на советских людей оказала и чрезмерная идеологизация частноправовой сущности гражданского права. В связи с этим у людей практически была подавлена личная инициатива, а также заблокирован ведущий механизм творческого развития чувство собственного достоинства.

В целом в условиях тоталитарного государства правовое поведение большинства советских людей строилось не на основе развитых внутренних правовых убеждений, а лишь на конформно-исполнительском (мы как все) или на вынужденно законопослушном уровне (подчинение закону в силу боязни наказания).

Взятый в постсоветский период курс на восстановление общечеловеческих ценностей, что прежде всего зафиксировано в статьях Конституции РФ, и одновременно активная разработка различных правовых кодексов вселяют определенный оптимизм. Об этом очень много пишут сами разработчики законодательства. Однако данные психолого-правовых исследований свидетельствуют о том, что тенденция к резкому разгосударствлению заключает в себе и существенные противоречия.

Изучение общественного сознания и психологии, а также социальные реалии все настойчивее констатируют утрату гражданами доверия к власти и социальным институтам, отчуждение значительного числа населения страны от политических, нравственных и правовых ценностей, приводящее к снятию нравственных и правовых барьеров. Все большее число граждан России теряют основные черты и характерологические особенности российского этноса, духовно-нравственные стереотипы поведения, складывавшиеся и существовавшие веками.

Для современной молодежи основными становятся материальные блага и все менее значимыми — общечеловеческие нравственные ценности. Культура и психология, ценностные ориентации, демонстрируемые и активно пропагандируемые средствами массовой информации с их агрессивностью, вседозволенностью, открытым отрицанием складывавшихся веками моральных норм общественной жизни, отражают нормы поведения скорее завоевателя, а не человека цивилизованной, экономически развитой системы.

В общественном и групповом сознании набирают силы мораль и психология криминальной части населения, что оказывает негативное воздействие и на традиционные, и на рыночные ценности, действующие в условиях цивилизованной рыночной экономики. Все это находит отражение в современной преступности. В последние несколько лет отмечаются существенные качественные изменения, чаще всего проявляющиеся в мотивации преступного поведения, личности преступника и потерпевшего, что необходимо учитывать при организации и осуществлении успешной борьбы с современной преступностью.

Данные психолого-правовых и криминологических исследований, в том числе материалы изучения уголовных дел (в первую очередь по наиболее тяжким насильственным преступлениям), показывают некоторые такие изменения.

Прежде всего, широкое распространение получили примиренческое отношение к преступлениям и гражданская пассивность, которая в определенной мере обусловлена тем, что все большее число граждан тем или иным образом входят в сферу преступности: все теснее контактируют с лицами, совершающими преступления или входящими в преступные группировки (члены семьи, соседи, знакомые и др.); знакомятся со взглядами, представлениями, установками, нормами поведения и общения, характерными для лиц, совершающих преступления, пассивно принимают эти взгляды и нормы или соглашаются с ними.

Все большее число граждан, судя поданным психолого-правовых исследований, готовы вынести свое внесудебное решение и учинить расправу лично или обратиться за соответствующей помощью к наемным исполнителям, наемным убийцам. Причем нередко основным и единственным препятствием становится отсутствие для этого средств, денег или же незнание того, к кому можно обратиться с подобным предложением, т.е. незнание конкретных «киллеров».

Женщина, подозреваемая в найме лиц для совершения умышленного убийства вымогателей, которые требовали у ее взрослого сына в счет долга квартиру, машину и деньги, отрицала свою вину лишь тем, что «она малообеспеченный человек» и не в состоянии заплатить наемным убийцам (следствие полностью согласилось с подобным доводом подозреваемой, по-видимому, считая его действительно веским доказательством непричастности к преступлению). Или другой пример. Отец девушки, подвергнувшейся насилию, чтобы отомстить преступникам, готов нанять «киллера», но не знает, к кому обратиться, и просит помощи у редакции известной молодежной газеты: «Помогите, люди добрые, нанять киллера».

Своеобразное привыкание к преступности, преступным проявлениям, как бы «примирение» с ее существованием проявляются там, где это не затрагивает и не ущемляет личные интересы или, наоборот, способствует их удовлетворению. И этих случаях преступность рассматривается как неизбежное явление, как определенная деятельность. Например, анализ материалов уголовных дел показал, что родственники, члены семьи или соседи лиц, входящих в преступные группировки, в течение ряда лет не имеющих официального места работы или легального занятия, знают, чем они занимаются, и относятся к этому как к должному, как к одному из видов «работы», т.е. разделяют представления самих преступников о том, что совершаемые ими преступления, в частности рэкет, — это просто их работа (например, преступники возлагают на могилы своих «безвременно ушедших» соучастников венки с надписями «От товарищей по работе»).

Возможно, именно в таком «привыкании» к преступности, в примирении с ней населения проявляется и прослеживается одно из самых тяжких последствий девальвации прежних ценностей и морали и затяжного экономического кризиса.

Еще Э.Дюркгейм в разработанной им теории аномии (от франц. anomie беззаконие, безнормность) показал, что во время экономических кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди испытывают состояние дезориентации, и все это в совокупности способствует коллективной девиации, проявляющейся в росте преступности и в других негативных явлениях наших дней, «антидемократизме» и «антилиберализме», вере в харизматического лидера, межнациональной нетерпимости, ксенофобии, мессианстве, враждебности к Западу (Востоку), ставке на примитивное насилие, алогичной враждебности в отношении предполагаемых виновников «всех бед», экспансии православной церкви во все сферы жизни общества (духовную, культурную, образовательную), проявлении массового доверия примитивным социально-правовым рецептам типа «все отнять и поделить», вере в какой-то собственный путь общественного развития, отрицании страшных последствий коммунистического тоталитарного режима и т.д.

Таким образом, самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание, которое связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение.

По меткому замечанию отечественного юриста А.Р. Ратинова, «формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т.е. выполняет функцию регулятора поведения...»

Правовое воспитание личности

Смысл любого воспитания (нравственного, гражданского, религиозного, эстетического, физического и т.д.) заключается в осмысленном и целенаправленном взращивании человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых

оно осуществляется. В его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

В отличие от социализации процесса относительно стихийного и локализованного в пространстве и во времени

правовое воспитание включает в себя целенаправленную деятельность государства, общественных организации, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание — сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч: пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», «Суд идет», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка, которые подразделяются на общие и специальные.

К общим методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, способствующий росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Специальные методы правового воспитания используются правоохранительными органами. Это контрольно-воспитательные и надзорные меры, которые применяются к определенной категории граждан, склонной к совершению правонарушений, в случаях, прямо указанных в законе.

Основные принципы правового воспитания это связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

Таким образом, формы, средства, методы и принципы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Правовая культура общества и личности

Если правосознание является компонентом индивидуального, коллективного, группового или общественного сознания, то правовая культура есть часть общей культуры — культуры отдельной личности, общества, цивилизации. Правовая культура характеризует аксиологический аспект права: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Существенна для характеристики правовой культуры общества проводимая государством юридическая политика.

Таким образом, правовая культура общества охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни социума. Явление правовой культуры так же объективно, как объективна его правовая жизнь. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового взаимодействия и выступает следствием и показателем зрелости правовой системы. Культура в правовой сфере находит проявление на уровне общества и применительно к отдельным сферам общественной жизни, конкретным видам деятельности (художественной, управленческой, производственной и пр.).

На личностном уровне правовая культура отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере. Такая деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в области права, вследствие чего должно происходить непрерывное правовое обогащение и самой личности, повышение степени ее зрелости, цивилизованности, неуклонное следование нормам и стандартам поведения в правовой сфере.

Следовательно, правовая культура личности есть результат ее правовой социализации, которая характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер ее действий во всех жизненных ситуациях.

Условия эффективности функционирования правовых норм

Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, включающим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно имеющих множество характеристик или измерений, в качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают:

  1. макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);
  2. микросоциальные условия (субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
  3. личностные условия (субъективная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).

Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизировать объективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Это может быть достигнуто, если при разработке законов (в непосредственной работе государственных и общественных институтов) будут учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе, осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди населения.

Важно учитывать также особенности психологии народа, так, А.С. Ахиезер в работе «Пути России: критика исторического опыта» (1991) убедительно показал, что типичным для менталитета русского этноса является господство инверсионной (лат. inversio — переворачивание; перестановка) логики. Исходя из этого вполне понятно, почему мгновенный переход общественного сознания от одной крайности к другой способствовал выходу субкультуры преступного мира с периферии общества на авансцену, поменяв «добро» и «зло» местами.

Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойственных тем или иным социальным слоям и группам, которые всегда различаются практикой исполнения права, своеобразием его понимания. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание объемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере признана практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами и сделки, даже связанные с большим риском, могут заключаться под устное «честное слово», на основе телефонных договоренностей и т.п.

Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует прежде всего изучения соотношения внешней и внутренней правовой мотивации у конкретных типов людей, отличающихся большим разнообразием:

  • убежденность в общественной пользе поступка;
  • долг перед обществом;
  • профессиональное чувство ответственности:
  • практическая полезность поступка для другого;
  • стереотипность поведения;
  • конформизм (подчинение большинству);
  • месть, ревность, эгоистические интересы, реализуемые правомерными средствами, и т.д.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

В одной камере следственного изолятора находились двое заключенных. Первый обвинялся в хищении государственной собственности в особо крупных размерах. Под давлением собранных улик, признавая в значительной части свою вину, этот человек говорил, что, совершая преступление, он заботился главным образом о своей семье, в особенности о детях, которые благодаря этим «заботам» ни в чем не нуждались.

Второй заключенный обвинялся, помимо других преступлений, в злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание четверых детей в двух покинутых им семьях. Он также частично признавал свою вину и в качестве смягчающего обстоятельства отмечал, что всю жизнь работает на пользу общества, является честным тружеником, а в семейной жизни ему не повезло из-за дурных свойств характера его бывших спутниц жизни.

Оба заключенных постоянно конфликтовали между собой: первый обвинял второго в «безнравственном» поведении, забвении собственных детей; второй обвинял первого в стяжательстве и «забвении» государственных интересов во имя мещанского благополучия. Оба считали себя правыми.

Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности — для добровольного, инициативного, творческого совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность имела место, у человека должны существовать истинный интерес и уважение к праву. Человек должен признавать высокий престиж деятельности правовых учреждений и осуществлять поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому общественному строю, она еще не свойственна широким кругам российского населения.

Наиболее действенным способом построения правового общества в России, по мнению как отечественных, так и зарубежных ученых, является путь «снизу», т.е. через становление сознания личности, ее способность и умение оценивать и защищать свои права. При этом первоначальным моментом должно стать развитие у личности способности к регулированию взаимоотношений с другим человеком без того, чтобы пренебрегать чужими и жертвовать собственными интересами, а заключительным формирование «правовой интуиции» как функции интеллектуально развитой личности, как одного из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.

Isfic.Info 2006-2023